kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учителя-логопеда в условиях общееобразовательной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы»

Стёпина Татьяна Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №35 им. К.Д. Воробьева»


Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи, ребёнку необходима благоприятная речевая среда. В становлении речи все дети проходят одни и те же этапы, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Мотивируя ребенка к диалоговой речи в раннем возрасте, получая от него, элементарные речевые ответы характерные для младенцев, мы тем самым являемся мощным двигателем речевого развития. Однако так происходит не всегда. Оставляя детей у мониторов телевизоров и компьютеров, умиляясь тому, что наш двухгодовалый ребёнок сам находит мультфильмы в сети Интернет и, казалось бы, с восторгом смотрит и понимает смысл увиденного, тем самым мы создаем иллюзию успешности и социализации маленького человека. При этом ребенок не имеет опыта речевого общения, умения вести диалог, преобразовывать слова - тем самым словарный запас его остается на примитивном уровне. Слыша изо дня в день искусственно насыщенную ошибками речь любимых героев, невольно сам начинает им подрожать.

Казалось бы, самое простое, на первый взгляд нарушение звукопроизношения, может сформировать у ребенка отрицательное отношение к занятиям в школе, непонимание среди сверстников, страх перед ответом, нежелании учиться, иногда даже может привести и к нервному расстройству. Из успешного дома, ребенок становится замкнутым, злым, раздраженным. Грамотная коррекция звукопроизношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и коррегирует у ребенка отклонения в развитии некоторых психологических функций: внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля.

Нарушения речи многообразны. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы, данные нарушения затрагивают. Смотрим, распространяется ли дефект на один компонент – фонематический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков (фонем) - фонетическое недоразвитие, или затрагивает еще и фонематическое недоразвитие, когда нарушается не только устная речь, но также чтение и письмо. Может иметь место недоразвитие всей речевой системы – общее недоразвитие речи, в которое входят нарушения произношение и различение звуков, словарного запаса и грамматического строя.

Ребенок – логопат с трудом осваивает навыки чтения и письма, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество дисграфических ошибок. Адаптируя ребенка к школе, мы должны четко помнить, что в первом классе чтение - это предмет изучения, а в последующем - средство обучения. Зачастую родители эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливается слезами, и испытывает к ней тихую ненависть. А причина кроется далеко не на поверхности. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходит причина трудностей. Одна из основных причин – недостаточная сформированность умения узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками, произносить звуки в указанном порядке в виде созвучей, слогов, слов, предложений. Логопед решает эту проблему следующим образом: развивает у ребенка способность декорировать написанное в буквы; буквы в созвучие, созвучие в слог, слог в слово. Эти технические операции, на первом этапе коррекционной работы, поглощают всё внимание ученика, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, внимание ребенка концентрируется на понимании смысла прочитанного. Все названные умения формируются поэтапно во времени. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребенок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определенного уровня их автоматизации.

Первый этап – подготовительный. Ребенку предлагается чтение слоговых таблиц по степени трудности и частой встречаемости в словах русского языка.

Слоговая таблица для скорости чтения слогов, чаще всего встречающихся в словах русского языка

утро

вечер

утро

вечер

утро

Бла

Блэ

Бли

Бло

Блю

Бра

Бра

Брэ

Бри

Бро

Бру

Брю

Бьи

Бря

Брэ

Вдо

Вду

Вза

Взи

Взо

Взе

Взя

Вко

Вку

Вла

Вья

Влэ

Вли

Вме

Вми

Вна

Вне

Вну

Вну

Вно

Вра

Вдэ

Вро

Вря

Вру

Все

Вня

Всю

Вся

Фта

Вте

Вти

В то

Вхо

Вче

Вру

Вье

Вув

Вме

Виш

Вло

Глу

Для

Гна

Гне

Гну

Гни

Гра

Гре

Гне

Гри

Гро

Хрю

Гры

Гря

Два

Дво

Дже

Джи

Ждо

Джу

Дву

Дья

Дли

Гне

Дну

Дра

Дре

Дро

Дру

Дря

Дзо

Зло

Зме

Зна

Зья

Зра

Зре

Ква

Кве

Кви

Ква

Клее

Кло

Клу

Клю

Кли

Кля

Кью

Кни

Кно

Кня

Кра

Кре

Кро

Кру

Кря

Кто

Мгу

Мна

Мле

Мно

Мне

Мни

Мно

Мру

Нра

Кла

Клее

Кли

Кло

Кли

Клы

Клю

Ньи

Кли

Кне

Пра

Пре

При

Про

Пры

Пря

Вса

Псе

Пси

Пта

Пью

Пче

Тне

Рва

Рде

Ржа

Сбе

Сби

Сва

Сви

Све

Сву

Свы

Сье

Свя

Ски

Сда

Сде

Зде

Сдо

Сду

Сжа

Сза

Сже

Сжи

Ска

Све

Ске

Смо

Смы

Сму

Смы

Сна

Сне

Сни

Спа

Сну

Спи

Спю

Рья

Спо

Сра

Сре

Сру

Сря

Ста

Сте

Сте

Сти

Стю

Сту

Сто

Рку

Стя

Ско

Сце

Сча

Сща

Сщи

Сче

Тка

Тле

Тле

Тра

Тре

Тью

Фля

Три

Трю

Тру

Тры

Трю

Стя

Тща

Тще

Фла

Фли

Фло

Фья

Хря

Фра

Фря

Фри

Фро

Вфа

Хво

Хле

Хла

Хле

Хло


Тье

Шве

Хре

Хри

Хру

Хрю

Хря

Чва

Чре

Чти

Что

Шва


Чья

Шпи

Шво

Шка

Шки

Шку

Шла

Шле

Шли

Шлю

Шни

Шпа


Крья

Тре

Шра

Шта

Ште

Што

Шту

Хва

Цва

Дза

Шдю

Цву


Трье

утро

вечер

утро

вечер

Стра

Ство

Стро

Вдре

Вдру

Вдрю

Взба

Взбе

Взби

Взбу

Взбе

Взво

Взде

Взде

Вздо

Взлю

Взле

Взлю

Взле

Взло

Взды

Взло

Взма

Взму

Взну

Взро

Взры

Впро

Впра

Впры

Впря

Вспа

Вско

Всла

Всле

Вслу

Всло

Всла

Вспо

Вспы

Вспя

Вста

Всту

Вско

Втри

Вство

Встве

Здра

Мгно

Збра

Сбри

Збро

Збру

Згла

Згно

Сгре

Скво

Скла

Скле

Скло

Скре

Скри

Скру

Спле

Спра

Скви

Спри

Сплю

Спря

Стра

Стре

Стри













Второй этап – чтение столбиков слов, словосочетаний, предложений (по методике Мисаренко Г. Г.)



Третий этап работа с текстом. Доведя чтение предложений до нормативных требований, переходим к тексту.

Ко всем этапам работы дается общая рекомендация: при первичном чтении задания, внимание ребенка сконцентрировано на правильном прочтении слогов от первой буквы до последней. Перейдя к чтению слов и словосочетаний – концентрируем внимание на понимании смысла прочитанного. Читая предложения и тексты – обязательно читаем абзац от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос.

В основе возникновения стойких и повторяющихся специфических ошибок в письменных работах детей специалист понимает, что это не вина ребенка: может, но не хочет – это его беда: хочет, но не может. У таких учащихся часто отмечается несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушения слухового или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой.

Современный урок общеобразовательной школы в рамках ФГОС включает разнообразные виды деятельности и дети – логопаты не всегда успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем, отключаются от последующего хода занятия, зачастую даже не могут вспомнить, что они проходили сегодня. Практика показывает, что любой материал изучается намного легче, когда учитель произносит заветные слова для детей: «А теперь давайте поиграем!» (Приложение №1 Конспект логопедического занятия по теме «Ударение» для учащихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленного неярко выраженным общим недоразвитием речи).

Развитие и перспектива дошкольника, успешная адаптация и социализация учащегося, имеющего устное и письменное нарушение речи, во многом зависит от качественно-квалифицированной работы учителя-логопеда, учителя начальной школы, родителей. Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, нужно не забывать, что кем-то он является уже сегодня. С детьми надо не просто говорить правильно и понятно, а четко знать ответ на вопрос: как говорить, чтобы дети вас слушали и слышали, и как слушать, чтобы дети с вами говорили.

Используемая литература.

  1. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 128 с.

  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». Творческий центр СФЕРА, М., 2006.

  3. Е.В. Мазанова.: Школьный логопункт.: М. Просвещение 2008 г.

  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М.: «АЗЪ», 1994 г.

  5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.–223 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

Автор: Степина Татьяна Александровна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства