kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа с неговорящими детьми на начальном этапе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У большинства  неговорящих  детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие, ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа с неговорящими детьми на начальном этапе"»

Доклад на РМО учителей-логопедов

Тема : «Работа с неговорящими детьми на начальном этапе»

Подготовили учителя-логопеды ГКОУ «Красноярская школа-интернат» Беликина И.Н. и Шапкина О.В.

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие , ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Группа безречевых детей неоднородна. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.

В своей работе мы используем следующие средства: — игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции ребенка; — игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей, позволяющие корректировать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу; — самостоятельной игровой деятельности; — игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационнопобудительного до исполнительного); — особым образом организованной коррекционно развивающей среды.





Фонематический слух

Герои этих замечательных игр научат ребенка выделять гласные звуки, находить ударение в слове, определять место звука в слове, анализировать звуко-буквенный состав слова. Выбирая в настройках нужную букву, можно менять содержание игры на каждом занятии.

Неречевой слух

Игры из этого блока помогут ребенку развить свой слух, обострят слуховое внимание, а также расширят словарный запас. Главное, не только угадывать звуки, но и правильно называть его источник.

Моторика

Общая и мелкая моторика очень важна для определения речевого статуса ребенка. Предложенные игры позволяют проверить согласованность движений ребенка и поработать над развитием моторики в игровой форме, подражая движениям героев.

Тик-так звуки Даже двухлетнему малышу под силу произнести простые сочетания звуков – тик-так, динь-динь и т. п. Хорошая речь начинается с простых повторений. Главное, возвращаться к повторению этих звуков почаще!

2. Пожжужим Разные персонажи произносят «трудные» звуки. Ребенок, подражая им, пытается произнести звуки правильно. Намного интересней повторять такие звуки за животными и насекомыми, чем за логопедом.

3. Игрозвуки Освоение речи всегда начинается с повторения звуков, которые окружают малыша. Набор простых, веселых и эмоциональных звуков речи помогут детям научиться слушать и повторять за героями игры разные звуки.


4. Грибники Грибники заблудились в лесу. Чтобы их услышали и нашли, они подают разные необычные звуки. Если ребенок может повторить за грибниками сочетания гласных, то у него отличный слух.

3. Настольные пальчики Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Глядя на движения веселых Привидений и подражая им, ребенок активно разрабатывает свои пальчики.




К основным направлениям логопедической работы по формирования речевой деятельности относятся формирование: — коммуникативной и обобщающей функций речи; — планирующей и регулирующей функций речи; — артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания; — звукослоговой структуры слова; — внутреннего и внешнего лексикона; — начальных навыков грамматического оформления высказывания; — внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2–3 слов). К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, мы отнесли совершенствование: — моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики; — перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия; — пространственно-временных представлений; — разных видов и операций мышления; — развитие всех видов внимания; — обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению; — коррекция и профилактика нарушений эмоциональ но-личностной сферы, в первую очередь — преодоление негативизма; — совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной; — нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей; — воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность. Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств: — игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка; — игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу; — самостоятельной игровой деятельности; — игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационнопобудительного до исполнительного); — особым образом организованной коррекционно развивающей среды; — организованным семейным воспитанием детей.










У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен. Цель – создание условий для социализации и адаптации безречевых детей с помощью вербальных и не вербальных средств общения. Основные задачи: - коррекционно-педагогическая поддержка ребенка в образовательном процессе; - преодоление речевого и неречевого негативизма; - формировать устойчивый эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками; - расширять понимание речи детьми; формировать элементарные общие речевые умения; - разностороннее развитие безречевых детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации; - создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - разработать систему взаимодействия с родителями и педагогами по повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах социализации и адаптации безречевых детей.

Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником. Применяемые технологии: ✓ Технологии дифференцированного обучения. Данная технология позволяет сделать коррекционный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. ✓ Технологии логопедического обследования позволяют провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. ✓ Технологии коррекции звукопроизношения позволяют ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь, развивают необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики. ✓ Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи ✓ Технологии логопедического массажа. Дифференцированный логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. ✓ Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Работа по развитию и обогащению словарного запаса проводится на каждом уроке, индивидуальном

10

или групповом, это помогает преодолению формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. ✓ Технологии развития связной речи. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у учащихся практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. ✓ Информационные технологии (компьютерные развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, направленных на развитие познавательных процессов, мультимедийные презентации по лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.). Применяемые на занятиях цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), способствуют развитию слухового восприятия, навыка правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность. ✓ Игровые технологии (дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетнодидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками, дидактические игры с предметами, словесные игры, игры-драматизации, ролевые диалоги, игрыиммитации, сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка, пальчиковый театр и др.). Они стимулируют детей к учебной деятельности, помогают расширять кругозор, развивать познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. ✓ Здоровьесберегающие технологии (массаж и самомассаж языка, ушных раковин, лица, кистей рук, гимнастика для глаз, физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, логоритмика и др.) позволяют чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО (технические средства обучения), что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

11

✓ Музыкотерапия (слушание, логоритмика, игры-релаксации, в качестве дополнения к визуальным образам и играм) помогает созданию положительного эмоционального состояния детей. ✓ Сказкотерапия. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий. ✓ Су Джок массажеры (шарики и кольца). Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей. ✓ Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания.










Доклад на тему :

«Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми»


Введение


В головном мозге существуют, так называемые, речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария. Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие , ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые( алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные ( ранний детский аутизм), нарушение слуха и интеллекта, комплексные ( сочетанные) нарушения в развитии и т.д.




Основная часть

  1. Понятие «инновационная технология»

Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Исследователи по разному трактуют понятие «технология», применительно к образовательной сфере. Одни исходят из понимания технологии как определенного приема, метода, методики, другие вкладывают в этот термин значение содержательной техники, с помощью которой реализуется образовательная или иная педагогическая задача, рассматривают технологию как описание процесса достижения результатов.

Инновационные образовательные технологии всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие инновация относилось к сфере экономики. Стремление всех педагогов придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики.

На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.

Понятие «инновация», с одной стороны, тесно связано с понятием «новый», что означает – возникший недавно, малоизвестный, с другой -происходит от латинского слова «inovatis», и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация предполагает введение чего-то нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка ( Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.

Таким образом, инновационной технологией можно считать продуманною во всех деталях технологию, основанною на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества.

Можно выделить следующие виды инновационных технологий:

  1. ИКТ

  2. Дистанционные образовательные технологии

  3. Инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика

  4. Педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: аромотерапии, библиотерапии и т.д.

  5. Здоровьесберегающие технологии

  6. Смешанные технологии


Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска , гибкости в применении образовательных технологий.


  1. Задачи, принципы работы дефектолога с неговорящими детьми.


Основными целями работы дефектолога с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона ; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана , программы высказывания ( по началу – примитивного).

Обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

1 Стимуляция речевой и психической активности.

2 Развитие эмоционального общения со взрослым

3 Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников

4 Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности : разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5 Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности

6 Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение

7 Формирование первоначальных навыков грамматического ( морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8 Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.


Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов:

- систематичность проведения занятий

- опора на разные модальности ( зрительную, слуховую, тактильную и т.д.)

- опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия

- вариативность наглядного и дидактического материала для детей

и др.


Реализация задач и принципов происходит в процессе использования следующих средств:

-игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;

- самостоятельной игровой деятельности;

- игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях ( от мотивационно - побудительного до исполнительного);

- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды.



  1. Информационные технологии


Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь


Древняя китайская мудрость


В современном понимании информационная технология обучения –это педагогическая технология, использующая специальные способы , программные и технические средства для работы с информацией.

Использование ИКТ в работе с неговорящими детьми должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила.

Играя в компьютерные игры , ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий , у него развивается способность к прогнозированию результатов действий – все это имеет значение для развития у него логического мышления. У неговорящих детей отмечается бедность логических операций , снижение способности к символизации , обобщению и абстракции. Использование компьютера в работе с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений.

Занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук , зрительно-моторной координации.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.

Доказано, что при верном обращении компьютер не может нанести вреда здоровью.

Все исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе указывают на их положительное влияние на познавательную мотивацию детей.



  1. Использование метода пиктограмм, картинок – символов.

Одним из методов работы с неговорящими детьми является метод «пиктограмм» или картинок-символов, использование которого способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой речи (Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А.)

Слова группируются по темам, в которых отрабатывается наиболее часто употребляемые слова, затем из них составляются фразы, необходимые для повседневного общения .Особенностью метода пиктограмм является активизирование обоих полушарий головного мозга, что расширяет компенсаторные возможности и повышает эффективность коррекционной работы. Использование знако-жестовой системы способствуют растормаживанию устной речи, благодаря включению трех каналов восприятия- зрительного, слухового и тактильного.

Сначала проводится работа по ознакомлению детей со знаками и жестами, тренировка их запоминания.

Для их запоминания можно использовать след.задания:

- Покажи где изображено слово «дом», «рука», «яблоко»…; жесты иди, спать, пить.

- Найди предмет, который здесь нарисован , в комнате, классе.

- Покажи жестом слово «дай», «хочу»…

Параллельно проводится работа по составлению простых фраз по образцу.

После этого ведется работа по развитию навыка самостоятельного построения фразы, включающей в себя следующие возможные задания: *знакомство с карточками, изображающих готовые фразы

*нахождение карточки с нужной фразой по устной инструкции;

*самостоятельное составление предложения.

В дальнейшем наибольшее внимание уделяется стимуляции собственных конструктивно-речевых возможностей детей, особенно в разговорной речи. Таким образом создаются предпосылки дл более успешного коммуникативного общения с окружающими, и тем самым снимается состояние дефицита общения.

Задания:

*выбор предложения отражающего потребности ребенка, например:- ты хочешь умыться, одеться. Найди карточку, где это отражено.

*самостоятельное конструирование предложений с помощью картинок, отражающих желание ребенка.

Перечисленные приемы строятся по принципу от простого к сложному с учетом дифференцированного подхода.






  1. Нетрадиционные методы работы с неговорящими детьми


Нетрадиционные методы воздействия в работе дефектолога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с безречевыми детьми.

Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавая психо - физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

  • нормализовать мышечный тонус,

  • Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут  не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Хромотерапия ( цветотерапия, светотерапия)

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,

  • Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)


  1. Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми

Арттерапия – совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов. На значение творчества для развития ребенка , его личности указывали многие исследователи. (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Работа с неговорящими детьми на начальном этапе"

Автор: Шапкина Ольга Владимировна

Дата: 03.09.2020

Номер свидетельства: 556896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми"
    ["seo_title"] => string(54) "igrovye_uprazhneniia_v_rabote_s_negovoriashchimi_detmi"
    ["file_id"] => string(6) "574699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614750983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства