Работа над речью в режимных моментах у детей с ОВЗ школ – интернатов I ,IIвида.
Работа над речью в режимных моментах у детей с ОВЗ школ – интернатов I ,IIвида.
В статье идёт речь о накоплении словарного запаса и развитии речи у детей с нарушенным слухом. Различные бытовые моменты создают хорошую основу для речевого развития детей, т.к. здесь усвоение значений слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребёнка, его чувственным опытом. В процессе речевого общения уточняются значения слов, обозначающих названия гигиенических предметов, спальных принадлежностей, одежды, действий выполняемых детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над речью в режимных моментах у детей с ОВЗ школ – интернатов I ,IIвида. »
Работа над речью в режимных моментах у детей с ОВЗ школ – интернатов I ,IIвида.
Ландышева Л.Н.
Надевать слуховой аппарат ребёнок должен после подъёма и утреннего туалета, снимать перед вечерним туалетом.
Как правило, в школах – интернатах для детей с нарушенным слухом, развитие слухового восприятия во внеклассное время может осуществляться в 2-х направлениях: в ходе выполнения режимных моментов, любых внеклассных мероприятий; в ходе специально организованных мероприятий по РСВ.
Большое значение придаётся реализации первого направления, т.к. оно занимает всю вторую половину дня школьника. Значимость РСВ во второй половине дня повышается в связи с тем, что разнообразные виды деятельности учащихся соответствуют условиям бытовой обстановки дома, вне школы, содействуют переносу полученных умений и навыков в школе в условиях обихода, способствуют расширению общения. Поэтому во внеклассное время тоже нужно использовать ЗУА.
При организации режимных мероприятий используют показ, демонстрация образца выполнения действия, сопровождаемые пояснениями. В работе с младшими школьниками вспомогательных классов и только поступивших детей показ носит расчленённый характер.
Большое место занимают напоминание правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно гигиенических навыков. Для детей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким и младшим детям. Воспитатели обращают внимание на необходимость проявить терпение, умение подождать, уступить место другому ребёнку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребёнка. Для того чтобы у детей формировались соответствующие привычки, воспитателям необходимо демонстрировать образцы поведения в быту.
В процессе организации режима дня воспитатели стремятся продемонстрировать детям различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции предметы (маленькое и большое полотенце, салфетка из ткани или бумаги).
Различные бытовые моменты создают хорошую основу для речевого развития детей, т.к. здесь усвоение значений слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребёнка, его чувственным опытом. В процессе речевого общения уточняются значения слов, обозначающих названия гигиенических предметов, спальных принадлежностей, одежды, действий выполняемых детьми.
У младших школьников:
В классах с глухими детьми речевой материал: спальня, туалет, возьми, встань, сядь, иди, дай, положи, принеси, хорошо, плохо, открой, закрой, надень, сними, майка, носки, рубашка, штаны, кофта, спроси, скажи, зеркало, можно, нельзя, под стул, над, в шкаф, и т.п.
Во вспомогательных классах со слабослышащими учащимися, речевой материал: кровать, шкаф, стол, тумбочка, ножницы, ногти, уши, почисти, помой, подстриги, грязная майка, чистая рубашка, убери в портфель, заправь кровать, сложи одежду, повесь одежду в шкаф, положи на (в) тумбочку, на стул, под стул, и т.п.
В классах со слабослышащими воспитанниками речевой материал: по темам: «Надо, надо умываться», мебель в спальне, постельное бельё,… Используются предложения с союзами и, а, но. К концу 1 класса уметь составлять 2-4 предложения по данным темам. Пример: Это спальня. Здесь спят. Подушка лежит на кровати. Мыло лежит в тумбочке. К концу 2 класса в словарь добавляются к основным частям тела: правая (левая ) рука, брови ресницы, щёки, подбородок, названия пальцев, плечи, бока, бёдра, локоть, ладонь, колено, здоровье, болезнь, стирает, беречь, гладит, вешает, чистит, щётка,… Важно, обратить внимание, на то, что в подготовительном и 1 классах в спальне и умывальной комнате должны быть таблички на предметах (шкаф, кровать, окно,...)
В среднем звене:
В классах с глухими детьми речевой материал: Можно взять? Что это? Я хочу спросить? Повторите, пожалуйста. Я приготовила постель. Если ты плохо сложишь одежду, значит, завтра она будет мятая. Как только ты проснулся нужно идти умываться.
Слова: сказал, спросил, сообщил, повторил,…
Во вспомогательных классах со слабослышащими учащимися, речевой материал: Когда ты встаёшь? Когда ты ложишься спать? Зачем ты пришёл в спальню? Сначала расправь кровать, потом ложись. Возьми с батареи штаны, чтобы одеться. Маша помоги Оле. Кто аккуратно заправил кровать? …
В классах со слабослышащими воспитанниками речевой материал: дети задают вопросы и отвечают полными предложениями по заданным темам. Пример рассказа ученика 5 класса. Это наша спальня. В ней 4 кровати и шкаф. На окне шторы из зелёной ткани. На кровати шерстяное одеяло. На подушке наволочка с красивым рисунком.
В старших классах: беседы, повтор правил. Личной гигиены, уход за кожей, ногтями, ушами, носом, зубами, волосами. Уход за слуховыми аппаратами, одеждой. Техника безопасности при работе с электроприборами. Распорядок дня. Вредные привычки. Внешний вид ученика.
Виды и формы работы:
Практическая деятельность: помощь товарищам, родным, малышам.
Чтение рассказов, стихотворений.
Заучивание пословиц и поговорок.
Сюжетно – ролевые игры, инсценировки.
Беседы, создание проектов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Просмотр учебно-познавательных фильмов, мультфильмов,…
Многократное повторение речевого материала способствует его запоминанию и использованию детьми. В процессе уточнения значений слов и фраз важно связывать усвоение слов или свойств предметов детьми путём рассматривания, привлечения тактильно – двигательной чувствительности, обоняния, осязания. Для активизации речевого общения воспитанников необходимо использовать сложившиеся ситуации, например при отсутствии у ребёнка мыла сказать, как нужно попросить.
Для старших детей активизировать имеющуюся речь («попроси, спроси, поблагодари»)
Необходимо заранее продумать время для проведения работы по развитию речи и способы её проведения, потому что бездействие детей, излишнее ожидание снижают эффект проведения режимных моментов. Речь воспитателя должна быть естественной и доступной по содержанию. Речевой материал, используемый в быту, гораздо объёмней программного материала. Его содержание определяются жизненными ситуациями. Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребёнка. Следует пользоваться любым поводом, когда ребёнку можно сообщить названия предметов или действий.
Работа над речью может вестись в любых бытовых ситуациях. Важно помнить, что с ребёнком необходимо постоянно говорить и побуждать его отвечать и спрашивать.
Как показывает практика, систематически проводимая работа даёт хорошие результаты. Глухие и тем более слабослышащие дети на довольно высоком уровне общаются с окружающими слышащими людьми.