kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы для подготовительного, 1-4 класса (авт. В.В.Воронкова)  для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида и  предназначена для логопедической работы с обучающимися первой  ступени образования, имеющими такое нарушения письменной речи как смешенная форма дисграфии. При составлении программы использованы рекомендации  и дидактические материалы:  Г.А. Каше., Р.И. Лалаевой, Н.В. Нищевой, Т.А., Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой,, А.В. Ястребовой,  Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»»






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛОГОПЕДИИ

для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости

«Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»




Составитель:

Учитель - логопед: Бельтюкова А.С.












г. Новокузнецк 2017г.

Пояснительная записка


Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы для подготовительного, 1-4 класса (авт. В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и предназначена для логопедической работы с обучающимися первой ступени образования, имеющими такое нарушения письменной речи как смешенная форма дисграфии. При составлении программы использованы рекомендации и дидактические материалы: Г.А. Каше., Р.И. Лалаевой, Н.В. Нищевой, Т.А., Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, , А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам учреждения, работающего по Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 1-4 классов, рекомендованной Министерством образования РФ (под редакцией В.В.Воронковой). Настоящая программа составлена на 29 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня обучения. Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Данная программа направлена на решение следующих задач:

Образовательные задачи:

- Формировать звукобуквенный анализ и синтез;

- Формировать пространственную организацию деятельности на основе буквенного материала;

- Формировать оптико-конструктивную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать зрительно-предметное и пространственное восприятие;

- Развивать зрительную память;

- Развивать произвольное внимание, концентрацию, переключаемость;

- Расширять лексический запас речи, устранять аграмматизмы в речи;

- Развивать мыслительные процессы: анализ и синтез;

- Развивать слухоречевое восприятие, произвольное внимание, память;

- Развивать избирательность слухоречевой памяти;

- Формировать и совершенствовать связную речь .

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к родному языку;

- Воспитывать положительные нравственные качества личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма);

- Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность;

Здоровьесберегающие:

- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

- Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся 3 класса, имеющих интеллектуальные нарушения лёгкой степени с помощью специальных форм и методов развития речи, создание условий для преодоления нарушений чтения и письма, оказание помощи в усвоении программы начальной школы по чтению и письму для школ VIII вида.

Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.

Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.

Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения СФГОС НОО.

Коррекционной работе предшествует логопедическое обследование, которое осуществляется в течение двух учебных недель.

Структура логопедической работы по данному курсу состоит из четырех разделов:

I раздел. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Упражнения и задания, предлагаемые на занятиях, являются многоцелевыми по своему содержанию и направлены на развитие всех психических функций ребенка. С целью обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся, на занятиях используются специальные упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Предусматривается постепенное усложнение форм речи, заданий, речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наименее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреблении обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности. Особое внимание уделяется предикативному словарю.

Отличительными чертами данного курса является коррекционно-развивающая направленность. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с чем весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только лексико-грамматической стороны речи, но и фонетико-фонематической. В процессе логопедической работы закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является принцип коррекционной направленности обучения; принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения; оптимистическая перспектива.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде вводного (в начале обучения), текущего (в начале и конце каждого учебного года) и итогового контроля в следующих формах: беседа, наблюдение; диагностические задания (опросы, практическая работа) и в форме мониторинга сформированности речевого развития. Мониторинг показывает особенности речевого развития обучающихся, а при сравнительном анализе с предыдущими данными обследования - динамику речевого развития.

Для оценки достижений обучающихся на каждом занятии используется самостоятельное выполнение заданий, различного рода контрольные лексико-грамматические упражнения, проблемные ситуации, речевые игры, требующие самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторины, опросники, контрольные вопросы.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

  • специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);

  • дидактические:

  • наглядные;

  • словесные методы с опорой на наглядность;

  • словесные методы без опоры на наглядность;

  • практические методы, которые должны носить игровой характер.

В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:

• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);

• творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза.

Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием зрительно анализатора.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
















































Планируемые результаты по курсу

«Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»

у обучающихся 3А класса

с легкой степенью умственной отсталости


Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

  • следовать режиму организации учебной деятельности;

  • корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в собственном теле, пространстве, в тетради, у доски;

  • уметь слушать, отвечать на вопросы логопеда, самостоятельно их задавать, уметь пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам. Сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать предметы, делать обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

  • отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • грамматически правильно оформлять высказывания.



Предметные результаты

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

- все буквы и звуки родного языка;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- гласные и согласные звуки;

- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости

- глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- строить звуковые схемы слогов и слов;

- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
























Календарно-тематическое планирование по курсу «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешенная форма дисграфии»



Наименование темы

Характеристика деятельности обучающихся.

Кол-во часов

Форма контроля

1

«Звук-буква». Дифференциация понятий.

Формирование понятия о букве как о графическом образе звука, умения различать эти понятия.




1

Беседа, письменные задания

2

Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.


1

Беседа, письменные задания

3

Согласные звуки и буквы.



Формирование понятий о гласных и согласных фонемах. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.



1

Беседа, письменные задания

4


Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.


Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.


1

Беседа, письменные задания

5.

Слогообразующая функция гласных.


Формирование понятия о слогообразующей функции гласных, умения делить слова на слоги.

1

Беседа, письменные задания

6

Ударение. Ударный слог.




Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов простой слоговой структуры.

Формирование (закрепление) навыка определения ударного слога в словах.


1

Беседа, письменные задания

7

Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я).

Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

8

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю).



Формирование навыка употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.




1

Беседа, письменные задания

9

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё).



Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.


1

Беседа, письменные задания

10

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и).



Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.



1

Беседа, письменные задания

11

Употребление буквы «ь».


Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.


1

Беседа, письменные задания

12

Дифференциация звуков

[б-п].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [б-п].

Развитие фонематической дифференциации звуков [б-п] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях.

1

Беседа, письменные задания

13

Дифференциация звуков

[в-ф].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [в-ф]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.


1

Беседа, письменные задания

14

Дифференциация звуков

[г-к].





Уточнение, сравнение артикуляции звуков [г-к] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [г-к]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.



1

Беседа, письменные задания

15

Дифференциация звуков

[д-т].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [д-т] (твёрдые и мягкие).

Развитие фонематической дифференциации звуков [д-т]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

16

Дифференциация звуков

[с-з].

Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-з] :

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.


1

Беседа, письменные задания

17

Дифференциация звуков

[ж-ш].





Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ж-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ж-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях и предложениях.



1

Беседа, письменные задания

18

Дифференциация гласных звуков [о-у].


Развитие фонематической

дифференциации звуков [о-у]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетания.

1

Беседа, письменные задания

19

Дифференциация звуков

[с-ш].



Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях


1

Беседа, письменные задания

20

Дифференциация звуков

[з-ж].



Уточнение, сравнение артикуляции звуков [з-ж].

Развитие фонематической дифференциации звуков [з-ж]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

21

Дифференциация звуков

[с-ц].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.


1

Беседа, письменные задания

22

Дифференциация звуков

[ч-ш].




Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ш].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ш]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

23

Дифференциация звуков

[ч-щ].



Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-щ].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-щ]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

24

Дифференциация звуков

[ч-ц].


Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ц].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ц]:

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

25


Дифференциация звуков

[ч-т’], [ч-т].




Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч- т’], [ч-т].

Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-т’], [ч-т].

- в изолированной позиции;

- в слогах и словах;

- в словосочетаниях.

1

Беседа, письменные задания

26

Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.


Развитие зрительной дифференциации букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

1

Беседа, письменные задания

27

Активизация словарного запаса. Развитие лексического строя речи.


Уточнение значений имеющихся у учащихся слов.

Продолжение обогащения словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи:

- слова, называющие предметы, явления природы (имя существительное), (3-4 кл.);

- слова, обозначающие действие предмета (глагол);

- слова, обозначающие признаки предмета (прилагательное) (3-4 кл.);

- слова-антонимы;

- слова-синонимы;

- слова-омонимы.


1

Беседа, письменные задания

28

Развитие процессов словообразования.


Развитие умений:

- образовывать существительные при помощи различных групп суффиксов;

- префиксального словообразования;

- образовывать качественные прилагательные.


1

Беседа, письменные задания

29

Развитие процессов словоизменения.


Развитие умений:

- образовывать множественное число имени существительного и имена существительные родительного падежа множественного числа;

- согласовывать прилагательные и существительные;

- согласовывать существительные и числительные.

1

Беседа, письменные задания



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бельтюкова Арина Сергеевна

Дата: 03.10.2017

Номер свидетельства: 430735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства