РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы для подготовительного, 1-4 класса (авт. В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и предназначена для логопедической работы с обучающимися первой ступени образования, имеющими такое нарушения письменной речи как смешенная форма дисграфии. При составлении программы использованы рекомендации и дидактические материалы: Г.А. Каше., Р.И. Лалаевой, Н.В. Нищевой, Т.А., Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой,, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ
для 3 класса с легкой степенью умственной отсталости
«Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»
Составитель:
Учитель - логопед: Бельтюкова А.С.
г. Новокузнецк 2017г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании программы для подготовительного, 1-4 класса (авт. В.В.Воронкова) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и предназначена для логопедической работы с обучающимися первой ступени образования, имеющими такое нарушения письменной речи как смешенная форма дисграфии. При составлении программы использованы рекомендации и дидактические материалы: Г.А. Каше., Р.И. Лалаевой, Н.В. Нищевой, Т.А., Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, , А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам учреждения, работающего по Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 1-4 классов, рекомендованной Министерством образования РФ (под редакцией В.В.Воронковой). Настоящая программа составлена на 29 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на один год обучения и является программой базового уровня обучения. Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Данная программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные задачи:
- Формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- Формировать пространственную организацию деятельности на основе буквенного материала;
- Формировать оптико-конструктивную деятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать зрительно-предметное и пространственное восприятие;
- Воспитывать положительные нравственные качества личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма);
- Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность;
Здоровьесберегающие:
- Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
- Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся 3 класса, имеющих интеллектуальные нарушения лёгкой степени с помощью специальных форм и методов развития речи, создание условий для преодоления нарушений чтения и письма, оказание помощи в усвоении программы начальной школы по чтению и письму для школ VIII вида.
Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.
Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения СФГОС НОО.
Коррекционной работе предшествует логопедическое обследование, которое осуществляется в течение двух учебных недель.
Структура логопедической работы по данному курсу состоит из четырех разделов:
I раздел.Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
II раздел. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Упражнения и задания, предлагаемые на занятиях, являются многоцелевыми по своему содержанию и направлены на развитие всех психических функций ребенка. С целью обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся, на занятиях используются специальные упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Предусматривается постепенное усложнение форм речи, заданий, речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наименее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреблении обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности. Особое внимание уделяется предикативному словарю.
Отличительными чертами данного курса является коррекционно-развивающая направленность. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с чем весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только лексико-грамматической стороны речи, но и фонетико-фонематической. В процессе логопедической работы закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является принцип коррекционной направленности обучения; принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения; оптимистическая перспектива.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде вводного (в начале обучения), текущего (в начале и конце каждого учебного года) и итогового контроля в следующих формах: беседа, наблюдение; диагностические задания (опросы, практическая работа) и вформе мониторинга сформированности речевого развития. Мониторинг показывает особенности речевого развития обучающихся, а при сравнительном анализе с предыдущими данными обследования - динамику речевого развития.
Для оценки достижений обучающихся на каждом занятии используется самостоятельное выполнение заданий, различного рода контрольные лексико-грамматические упражнения, проблемные ситуации, речевые игры, требующие самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторины, опросники, контрольные вопросы.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
практические методы, которые должны носить игровой характер.
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
• конструктивные — во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
• творческие — во время работы по формированию звуко - буквенного анализа и синтеза.
Программа направлена на устранение нарушений у учащихся письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием зрительно анализатора.
Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (дефицит внимания, памяти, мышления).
Планируемые результаты по курсу
«Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешанная форма дисграфии»
у обучающихся 3А класса
с легкой степенью умственной отсталости
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
следовать режиму организации учебной деятельности;
корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.
Познавательные УУД:
ориентироваться в собственном теле, пространстве, в тетради, у доски;
уметь слушать, отвечать на вопросы логопеда, самостоятельно их задавать, уметь пересказывать прочитанное или прослушанное;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам. Сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать предметы, делать обобщения.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;
отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
грамматически правильно оформлять высказывания.
Предметные результаты
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости
- глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
- использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Преодоление нарушений письменной и устной речи: смешенная форма дисграфии»
№
Наименование темы
Характеристика деятельности обучающихся.
Кол-во часов
Форма контроля
1
«Звук-буква». Дифференциация понятий.
Формирование понятия о букве как о графическом образе звука, умения различать эти понятия.
1
Беседа, письменные задания
2
Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
1
Беседа, письменные задания
3
Согласные звуки и буквы.
Формирование понятий о гласных и согласных фонемах. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
1
Беседа, письменные задания
4
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.
1
Беседа, письменные задания
5.
Слогообразующая функция гласных.
Формирование понятия о слогообразующей функции гласных, умения делить слова на слоги.
1
Беседа, письменные задания
6
Ударение. Ударный слог.
Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов простой слоговой структуры.
Формирование (закрепление) навыка определения ударного слога в словах.
1
Беседа, письменные задания
7
Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я).
Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
8
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю).
Формирование навыка употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
9
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё).
Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
10
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и).
Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
11
Употребление буквы «ь».
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.
1
Беседа, письменные задания
12
Дифференциация звуков
[б-п].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [б-п].
Развитие фонематической дифференциации звуков [б-п] :
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях.
1
Беседа, письменные задания
13
Дифференциация звуков
[в-ф].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [в-ф]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
14
Дифференциация звуков
[г-к].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [г-к] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [г-к]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
15
Дифференциация звуков
[д-т].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [д-т] (твёрдые и мягкие).
Развитие фонематической дифференциации звуков [д-т]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
16
Дифференциация звуков
[с-з].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-з] :
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
17
Дифференциация звуков
[ж-ш].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ж-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ж-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях и предложениях.
1
Беседа, письменные задания
18
Дифференциация гласных звуков [о-у].
Развитие фонематической
дифференциации звуков [о-у]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетания.
1
Беседа, письменные задания
19
Дифференциация звуков
[с-ш].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях
1
Беседа, письменные задания
20
Дифференциация звуков
[з-ж].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [з-ж].
Развитие фонематической дифференциации звуков [з-ж]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
21
Дифференциация звуков
[с-ц].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-ц].
Развитие фонематической дифференциации звуков [с-ц]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
22
Дифференциация звуков
[ч-ш].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ш].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ш]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
23
Дифференциация звуков
[ч-щ].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-щ].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-щ]:
- в изолированной позиции;
- в слогах и словах;
- в словосочетаниях.
1
Беседа, письменные задания
24
Дифференциация звуков
[ч-ц].
Уточнение, сравнение артикуляции звуков [ч-ц].
Развитие фонематической дифференциации звуков [ч-ц]: