kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Формирование лексико – грамматического строя речи» (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных  групповых логопедических занятий по формированию лексико – грамматического строя речи для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), обладающими навыками вербальной коммуникации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Формирование лексико – грамматического строя речи» (вариант 2)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 78»





«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

______________ Яковлева В.Ю.

«____»____________20 __ г.

Утверждаю:


Директор

______________Е.Д. Лапина


Приказ №___от «____»_______2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛОГОПЕДИИ

для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития

«Формирование лексико – грамматического строя речи»

(вариант 2)







Составитель:

Учитель - логопед: Бельтюкова А.С.





Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол № 1 от «30» августа 2019г.



Утверждена на педагогическом совете

Протокол № 1 от «30» августа 2019г.



г. Новокузнецк 2019г.

Пояснительная записка


Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом программ образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и методических рекомендаций Т.В Лисовской., С.С. Морозовой, Е.В. Кирилловой, В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественской и др. Программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных групповых логопедических занятий по формированию лексико – грамматического строя речи для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), обладающими навыками вербальной коммуникации.

Главная цель обучения обучающихся с ТМНР - развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

  • Формировать потребность и умение использовать в самостоятельной речи связные, грамматически правильные синтаксические конструкции;

  • Развивать фонематический слух;

  • Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность.






Общая характеристика коррекционного курса


Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.

В связи с этим коррекционная программа включает актуальные темы занятий, в которых обучающиеся с умственной отсталостью и речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности при обучении. Данная программа направлена на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, а также восполнение пробелов в формировании связной речи.

Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.

Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО.

Коррекционной работе предшествует логопедическое обследование, которое осуществляется в течение двух учебных недель.

В обучении лексико – грамматическому строю обучающихся с ТМНР речевой материал рекомендуется систематизировать не в лексические темы, а в ситуативные блоки. Такая систематизация позволяет обучающимся с выраженными нарушениями интеллекта лучше усвоить материал, делает его более доступным, так как понимание слов исходит из контекста конкретной ситуации. Структура логопедической работы по данному курсу состоит из следующих ситуативных блоков:

  1. Блок социального взаимодействия;

  2. Части тела;

  3. Санитарно – гигиенический блок;

  4. Еда;

  5. Одежда;

  6. Члены семьи;

  7. Игрушки;

  8. Дом. Домашняя утварь;

  9. Числа и количественные соотношения;

  10. Улица;

  11. Животный мир;

  12. Школа.

Упражнения и задания, предлагаемые на занятиях, являются многоцелевыми по своему содержанию и направлены на развитие всех психических функций ребенка.

Все игры и упражнения направлены на расширение словарного запаса обучающихся, обучение их классификации предметов и формированию грамматически правильной речи. Предусматривается постепенное усложнение форм речи, заданий, речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наименее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреблении. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности.

Отличительными чертами данного курса является коррекционно-развивающая направленность. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с чем весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только лексико-грамматической стороны речи, но и фонетико-фонематической. В процессе логопедической работы закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является принцип коррекционной направленности обучения; принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения; оптимистическая перспектива.

В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:

1. Словесные.

2. Наглядно-практические работы.

3. Игровые упражнения.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде вводного (в начале обучения), текущего (в начале и конце каждого учебного года) и итогового контроля в следующих формах: беседа, наблюдение; диагностические задания (опросы, практическая работа) и в форме мониторинга сформированности речевого развития. Мониторинг показывает особенности речевого развития обучающихся, а при сравнительном анализе с предыдущими данными обследования - динамику речевого развития.

Для оценки достижений обучающихся на каждом занятии используется самостоятельное выполнение заданий, различного рода контрольные лексико-грамматические упражнения, проблемные ситуации, речевые игры, требующие самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторины, опросники, контрольные вопросы.

Место коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 78» на логопедические занятия по курсу «Формирование лексико- грамматического строя речи» с 1 по 4 класс отводится 2 часа в неделю, 58 часов в год.



































Планируемые результаты усвоения программы курса на конец 4 класса



Личностные результаты:

1. Осознанность персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Сформированность социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Предметные результаты:

1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Использование доступных жестов для передачи сообщения.

5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

6. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.











Планируемые результаты усвоения программы курса в 3 классе



Личностные результаты:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Посильное социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.

Предметные результаты:

1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

3. Овладение умением пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Использование доступных жестов для передачи сообщения.

5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, деятельность человека.

6. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.











Учебно – методическое материально – техническое обеспечение образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

  1. Боряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст]/Л.Б. Боряева, Н.Н. Яковлева- Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой, 2011г.-480с.;

  2. Воронкова, В.В. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст]/В.В. Воронкова.-М.: Провсвещение, 2011г.-192с.



Учебники



Рабочие тетради

1. Е.Бортникова, Рабочая тетрадь: «Знакомимся с окружающим миром»;

2. Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь №1,2,3,4»;

3. В.В. Коноваленко «Пишем и читаем» №1;

4. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать», альбом для индивидуальной работы №1;

5. Н. Сазонова, Е. Куцина, Рабочая тетрадь: «Развиваем технику чтения»;

6. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбомы 1,2,3,4);

7. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбомы 1,2,3,4)




Дидактические материалы

2.Фонематическое восприятие:

2.1. Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника»;

2.2. Дидактическая игра «Первый звук – последний звук»;

2.3. Фонематическое лото;

2.4. Дидактическое пособие «Согласные твердые и мягкие»;

2.5. Учебно – игровой комплект Т.Р. Насонова, О.В. Бурлакина «Найди ударный слог».


3. Формирование речевого дыхания:

3.1. Вертушки;

3.2. Вата;

3.3. Мыльные пузыри.


4. Лексико - грамматический строй речи:

4.1. Предметные картинки по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения», «Времена года», «Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Профессии», «Мой город», «ПДД», обобщающие понятия;

4.2. И.И. Каширина, Т.М. Парамонова «Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Развивающая игра – лото для детей 5-8 лет»;

4.3. Предметные и сюжетные картинки по темам «Предлоги», «Словообразование», «Словоизменение», «Падежи», «Глаголы», «Прилагательные»;

4.4. Методическое пособие «Формирование слоговой структуры слова» по А.К. Марковой;

4.5. М. Дружинина «Занимательная грамматика»;

4.6. А.А. Астахов, Н.Астахова «Энциклопедия малыша: Моя первая книга»;

4.7. Дидактические игры «Детеныши животных», «Кто что ест», «Где чей хвост»;

4.8. Развивающее лото «Мир животных»;

4.9. Дидактическое пособие «Пере - рыбы», «Пере - звери»;

4.10. Дидактическое пособие «Геометрический кубик»;

4.11. Дидактическое пособие «Математический планшет»;

4.12. Развивающее лото «Счет. Цвет. Форма»;

4.13. Дидактическое пособие «Чудесные наклейки: Посчитай и угадай», «Чудесные наклейки: Что бывает синим»;

4.14. Счетные палочки;

4.15. Геометрические фигуры;

4.16. М.Б. Чистякова «Я считаю».


5. Связная речь:

5.1.Т.А. Ткаченко «Схемы для составления описательных рассказов»;

5.2.Сюжетные картинки и серии сюжетных картин;

5.3.Серия конспектов занятий по формированию связной монологической речи с использованием пальчикового театра;

5.4.Настольный бумажный театр;

5.5.Пальчиковый театр;

5.6. Театр «Би-ба-бо».


6. Психические процессы:

6.1. Пирамидка;

6.2. Кубики;

6.3. Пазлы;

6.4. Разрезные картинки;

6.5. Дидактический материал по развитию устойчивости и концентрации внимания, развитию мышления.


7. Письменная речь:

7.1. Дидактическое пособие «Наложенные изображения: профилактика оптической дисграфии»;

7.2. Пособие «Пальчиковые шаги»;

7.3. Дидактическое пособие по профилактике оптической дисграфии «Найди букву»;

7.4. Карточки со слогами, буквами алфавита;

7.5. Объемные буквы алфавита;

7.6. Карточки с картинками для глобального чтения по лексическим темам: «Ягоды», «Явления природы», «Фрукты», «Животные теплых стран»; «Грибы», «Овощи»;

7.7. Карточки для глобального чтения по методике Г.Домана (ч1);

7.8. Игры «Тени», «Силуэты».


8. Мелкая моторика:

8.1. Сухой бассейн;

8.2. Песочная терапия;

8.3. Шнуровки;

8.4. Массажные коврики;

8.5. Массажные мячики;

8.6. Игра «Прищепки»;

8.7. Игры «Крышки»;

8.8. Игра «Золушка»;

8.9. Игра «Накорми поросенка»;

8.10. Бусины

8.11. Пуговицы

8.12. Пластилин


9. Обследование речи:

9.1. Контрольно – диагностический инструментарий;

9.2. И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;

9.3. Т.И. Гризик «В мире слов».


10. Прочее:

10.1. Цветные деревянные плашки;

10.2. Деревянный конструктор;

10.3. Мозаика;

10.4. Игрушки;

10.5. Фланелеграф;

10.6. Картинки для фланелеграфа;

10.7. Картонная маркерная доска;

10.8. Маркерная и меловая доска;

10.9. Маркеры.


Дополнительная литература для обучающихся



Методические пособия для учителя - логопеда

1. Л.Г. Парамонова «Воспитание связной речи у детей»;

2. Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»;

3. С.С. Морозова «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах»;

4. Е.В. Кириллова «Логопедическая работа с безречевыми детьми»;

5. Т.В. Пятница, Т.В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» ч1 и ч2;

6. Е.В. Смирнова «Альтернативная коммуникация для учащихся с ОВЗ»;



Печатные пособия

Плакат «Алфавит»


Компьютерные и информационно – коммуникационные средства обучения

Компьютер, смартфон

1 Презентации для детей: Загадки о предметах;

2. Презентации для детей: Сад, огород;

3. Презентации для детей: Ёлка и ёлочные игрушки;

4. Презентации для детей: Растения;

5. Презентации для детей: Животные и детеныши;

6. Презентации для детей: Домашние питомцы;

7. Презентации для детей: Природные явления;

8. Презентации для детей: Домашние животные;

9. Презентации для детей: Природа;

10. Презентации для детей: Что из чего;

11. Аудиозаписи: бытовые звуки;

12. Аудиозаписи: звуки животных;

13. Аудиозаписи: звуки природы;

14 Аудиозаписи: музыкальные инструменты;

15 Аудиозаписи: классика для детей;

16. Аудиозаписи: колыбельные;

17. Аудиозаписи: песни из мультфильмов;

18. Аудиозаписи: потешки;

19. Аудиозаписи: логоритмика, Е.Железнова.;




Интернет - ресурсы

http://www.LogoPortal.ru

http:// www.maam.ru

http:// www.kokarevala.narod.ru

http:// www.pedrazvitie.ru

http:// www.infotsentr.com

http://www.infotsentr.com

http:// www.logoped.ru

http:// www.pedsovet.ru

http://www.logoped -sfera.ru

http://www.logopediya.com

http://www.prognozmed.ru 

http://www.defectolog.ru 

http://www.logopedspb.ru

http://www.logopunkt.ru

http://www.gramota.ru. 























































Тематическое планирование

Групповые логопедические занятия 3 класс

(2ч. в неделю. Всего 58 часов)


п/п

Наименование блока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1


Блок социального взаимодействия

1

Устанавливают контакт с педагогом. Узнают о правилах поведения на занятии. Учатся правильно вести себя на занятиях.

2

Части тела

5

Закрепляют знания о частях тела. Учатся соотносить свои и чужие части тела, части тела куклы. Учатся ориентироваться в схеме собственного тела, имитировать движения по инструкции. Закрепляют словарь по теме «Части тела». Учатся строить предложения по теме.

3

Санитарно – гигиенический блок

5

Учатся правилам гигиены, ухода за собой. Закрепляют словарь по теме «Предметы гигиены». Учатся строить предложения по теме.

4

Еда

6

Учатся различать виды продуктов, фрукты, овощи. Узнают о свойствах продуктов, элементарных правилах приготовления. Закрепляют правила поведения за столом. Пополняют и закрепляют словарь по теме «Еда». Учатся строить высказывания

5

Одежда

4

Закрепляют названия предметов одежды и обуви, головных уборов. Обогащают словарь по теме «Одежда». Учатся различать одежду для мальчиков и одежду для девочек, подбирать одежду и обувь по погоде. Пополняют и закрепляют словарь по теме «Одежда». Учатся строить простые высказывания по данной тематике.

6

Члены семьи

6

Учатся различать членов семьи, по степени родства и по старшинству. Соотносят себя со своими членами семьи. Обогащают словарный запас по темам «Семья. Семейный праздники. Домашние животные». Учатся строить предложения о своей семье.

7

Игрушки

4

Обогащают словарный запас по теме «Игрушки». Учатся различать игрушки по их предназначению. Учатся строить предложения по теме «Любимая игрушка».

8

Дом. Домашняя утварь

8

Обогащают и актуализируют словарный запас по теме «Дом. Домашняя утварь». Учатся различать помещения квартиры по их назначению. Учатся строить высказывания по данной теме. Учатся строить описательные предложения.

9

Числа и количественные соотношения

3

Закрепляют основные понятия о количественных соотношениях, учатся строить предложения с разными предметами.

10

Улица

9

Обогащают и актуализируют словарный запас по теме «Улица». Получают представления о правилах поведения на улице, в общественных местах. Учатся наблюдать за природными явлениями, происходящим вне помещения. Учатся строить высказывания на данную тему.

11

Животный мир

3

Обогащают словарный запас по теме «Животные». «Птицы», «Насекомые». Учатся дифференцировать эти категории. Учатся строить предложения по данным темам.

12

Школа

4

Обогащают словарный запас по теме «Школа». Учатся строить ситуативные высказывания по собственным наблюдениям.







Календарно - тематический план. Групповые логопедические занятия 3 класс

(2ч. в неделю. Всего 58 часов.)



Тема

Количество часов

Дата

1

Формирование направленности на занятия

1


2

Части тела

1


3

Части лица

1


4

Игра «Покажи, как…»

1


5

Ориентировка в схеме тела

1


6

Мое тело

1


7

Мытье в ванной

1


8

Чистим зубы

1


9

Поход в туалет

1


10

Ванная комната

1


11

Правила гигиены

1


12

Мытье рук и продуктов

1


13

Фрукты

1


14

Овощи

1


15

Продукты питания

1


16

Правила поведения за столом

1


17

Игра «Мы готовим обед»

1


18

Одежда девочек и мальчиков

1


19

Верхняя одежда

1


20

Обувь

1


21

Аккуратность в одежде

1


22

Семья

1


23

Братья, сестры

1


24

Бабушки, дедушки

1


25

Домашние животные в семье

1


26

Праздники в семье

1


27

Моя семья

1


28

Сюжетные игрушки

1


29

Обучающие игрушки

1


30

Спортивные игрушки

1


31

Мои любимые игрушки

1


32

Кухня

1


33

Посуда

1


34

Спальня

1


35

Гостиная

1


36

Мебель

1


37

Бытовая техника

1


38

Личные вещи

1


39

Моя комната

1


40

Один – много

1


41

Больше – меньше, одинаково

1


42

Числа от 1 до 10

1


43

Идем на улицу

1


44

Транспорт

1


45

Поведение на дороге

1


46

Магазин

1


47

Больница

1


48

Поведение в общественных местах

1


49

Растения

1


50

Изменения в природе

1


51

Мой двор

1


52

Птицы

1


53

Насекомые

1


54

Животные

1


55

Школьные принадлежности

1


56

Мой класс

1


57

Моя школа

1


58

Поведение в школе

1























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бельтюкова Арина Сергеевна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства