РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Формирование лексико – грамматического строя речи» (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Формирование лексико – грамматического строя речи» (вариант 2)
Программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных групповых логопедических занятий по формированию лексико – грамматического строя речи для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), обладающими навыками вербальной коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Формирование лексико – грамматического строя речи» (вариант 2)»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 78»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________ Яковлева В.Ю.
«____»____________20 __ г.
Утверждаю:
Директор
______________Е.Д. Лапина
Приказ №___от «____»_______2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ
для 1-4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № 1 от «30» августа 2019г.
Утверждена на педагогическом совете
Протокол № 1 от «30» августа 2019г.
г. Новокузнецк 2019г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом программ образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и методических рекомендаций Т.В Лисовской., С.С. Морозовой, Е.В. Кирилловой, В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественской и др. Программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных групповых логопедических занятий по формированию лексико – грамматического строя речи для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), обладающими навыками вербальной коммуникации.
Главная цель обучения обучающихся с ТМНР - развитие коммуникативных навыков.
Задачи программы:
Формировать потребность и умение использовать в самостоятельной речи связные, грамматически правильные синтаксические конструкции;
Развивать фонематический слух;
Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность.
Общая характеристика коррекционного курса
Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.
В связи с этим коррекционная программа включает актуальные темы занятий, в которых обучающиеся с умственной отсталостью и речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности при обучении. Данная программа направлена на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, а также восполнение пробелов в формировании связной речи.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с отклонениями развития – это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.
Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО.
Коррекционной работе предшествует логопедическое обследование, которое осуществляется в течение двух учебных недель.
В обучении лексико – грамматическому строю обучающихся с ТМНР речевой материал рекомендуется систематизировать не в лексические темы, а в ситуативные блоки. Такая систематизация позволяет обучающимся с выраженными нарушениями интеллекта лучше усвоить материал, делает его более доступным, так как понимание слов исходит из контекста конкретной ситуации. Структура логопедической работы по данному курсу состоит из следующих ситуативных блоков:
Блок социального взаимодействия;
Части тела;
Санитарно – гигиенический блок;
Еда;
Одежда;
Члены семьи;
Игрушки;
Дом. Домашняя утварь;
Числа и количественные соотношения;
Улица;
Животный мир;
Школа.
Упражнения и задания, предлагаемые на занятиях, являются многоцелевыми по своему содержанию и направлены на развитие всех психических функций ребенка.
Все игры и упражнения направлены на расширение словарного запаса обучающихся, обучение их классификации предметов и формированию грамматически правильной речи. Предусматривается постепенное усложнение форм речи, заданий, речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наименее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреблении. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности.
Отличительными чертами данного курса является коррекционно-развивающая направленность. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с чем весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только лексико-грамматической стороны речи, но и фонетико-фонематической. В процессе логопедической работы закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является принцип коррекционной направленности обучения; принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения; оптимистическая перспектива.
В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:
1. Словесные.
2. Наглядно-практические работы.
3. Игровые упражнения.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде вводного (в начале обучения), текущего (в начале и конце каждого учебного года) и итогового контроля вследующих формах: беседа, наблюдение; диагностические задания (опросы, практическая работа) и вформе мониторинга сформированности речевого развития. Мониторинг показывает особенности речевого развития обучающихся, а при сравнительном анализе с предыдущими данными обследования - динамику речевого развития.
Для оценки достижений обучающихся на каждом занятии используется самостоятельное выполнение заданий, различного рода контрольные лексико-грамматические упражнения, проблемные ситуации, речевые игры, требующие самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторины, опросники, контрольные вопросы.
Место коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа № 78» на логопедические занятия по курсу «Формирование лексико- грамматического строя речи» с 1 по 4 класс отводится 2 часа в неделю, 58 часов в год.
Планируемые результаты усвоения программы курса на конец 4 класса
Личностные результаты:
1. Осознанность персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Сформированность социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Предметные результаты:
1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Использование доступных жестов для передачи сообщения.
5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
6. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Планируемые результаты усвоения программы курса в 3 классе
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Посильное социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты:
1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
3. Овладение умением пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Использование доступных жестов для передачи сообщения.
5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, деятельность человека.
6. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Учебно – методическое материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Программы
Боряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст]/Л.Б. Боряева, Н.Н. Яковлева- Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Боряевой, 2011г.-480с.;
Воронкова, В.В. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида [Текст]/В.В. Воронкова.-М.: Провсвещение, 2011г.-192с.
Учебники
Рабочие тетради
1. Е.Бортникова, Рабочая тетрадь: «Знакомимся с окружающим миром»;
7.3. Дидактическое пособие по профилактике оптической дисграфии «Найди букву»;
7.4. Карточки со слогами, буквами алфавита;
7.5. Объемные буквы алфавита;
7.6. Карточки с картинками для глобального чтения по лексическим темам: «Ягоды», «Явления природы», «Фрукты», «Животные теплых стран»; «Грибы», «Овощи»;
7.7. Карточки для глобального чтения по методике Г.Домана (ч1);
7.8. Игры «Тени», «Силуэты».
8. Мелкая моторика:
8.1. Сухой бассейн;
8.2. Песочная терапия;
8.3. Шнуровки;
8.4. Массажные коврики;
8.5. Массажные мячики;
8.6. Игра «Прищепки»;
8.7. Игры «Крышки»;
8.8. Игра «Золушка»;
8.9. Игра «Накорми поросенка»;
8.10. Бусины
8.11. Пуговицы
8.12. Пластилин
9. Обследование речи:
9.1. Контрольно – диагностический инструментарий;
9.2. И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;
9.3. Т.И. Гризик «В мире слов».
10. Прочее:
10.1. Цветные деревянные плашки;
10.2. Деревянный конструктор;
10.3. Мозаика;
10.4. Игрушки;
10.5. Фланелеграф;
10.6. Картинки для фланелеграфа;
10.7. Картонная маркерная доска;
10.8. Маркерная и меловая доска;
10.9. Маркеры.
Дополнительная литература для обучающихся
Методические пособия для учителя - логопеда
1. Л.Г. Парамонова «Воспитание связной речи у детей»;
2. Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей»;
3. С.С. Морозова «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах»;
4. Е.В. Кириллова «Логопедическая работа с безречевыми детьми»;
5. Т.В. Пятница, Т.В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» ч1 и ч2;
6. Е.В. Смирнова «Альтернативная коммуникация для учащихся с ОВЗ»;
Печатные пособия
Плакат «Алфавит»
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства обучения
Компьютер, смартфон
1 Презентации для детей: Загадки о предметах;
2. Презентации для детей: Сад, огород;
3. Презентации для детей: Ёлка и ёлочные игрушки;
4. Презентации для детей: Растения;
5. Презентации для детей: Животные и детеныши;
6. Презентации для детей: Домашние питомцы;
7. Презентации для детей: Природные явления;
8. Презентации для детей: Домашние животные;
9. Презентации для детей: Природа;
10. Презентации для детей: Что из чего;
11. Аудиозаписи: бытовые звуки;
12. Аудиозаписи: звуки животных;
13. Аудиозаписи: звуки природы;
14 Аудиозаписи: музыкальные инструменты;
15 Аудиозаписи: классика для детей;
16. Аудиозаписи: колыбельные;
17. Аудиозаписи: песни из мультфильмов;
18. Аудиозаписи: потешки;
19. Аудиозаписи: логоритмика, Е.Железнова.;
Интернет - ресурсы
http://www.LogoPortal.ru
http:// www.maam.ru
http:// www.kokarevala.narod.ru
http:// www.pedrazvitie.ru
http:// www.infotsentr.com
http://www.infotsentr.com
http:// www.logoped.ru
http:// www.pedsovet.ru
http://www.logoped -sfera.ru
http://www.logopediya.com
http://www.prognozmed.ru
http://www.defectolog.ru
http://www.logopedspb.ru
http://www.logopunkt.ru
http://www.gramota.ru.
Тематическое планирование
Групповые логопедические занятия 3 класс
(2ч. в неделю. Всего 58 часов)
№ п/п
Наименование блока
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
1
Блок социального взаимодействия
1
Устанавливают контакт с педагогом. Узнают о правилах поведения на занятии. Учатся правильно вести себя на занятиях.
2
Части тела
5
Закрепляют знания о частях тела. Учатся соотносить свои и чужие части тела, части тела куклы. Учатся ориентироваться в схеме собственного тела, имитировать движения по инструкции. Закрепляют словарь по теме «Части тела». Учатся строить предложения по теме.
3
Санитарно – гигиенический блок
5
Учатся правилам гигиены, ухода за собой. Закрепляют словарь по теме «Предметы гигиены». Учатся строить предложения по теме.
4
Еда
6
Учатся различать виды продуктов, фрукты, овощи. Узнают о свойствах продуктов, элементарных правилах приготовления. Закрепляют правила поведения за столом. Пополняют и закрепляют словарь по теме «Еда». Учатся строить высказывания
5
Одежда
4
Закрепляют названия предметов одежды и обуви, головных уборов. Обогащают словарь по теме «Одежда». Учатся различать одежду для мальчиков и одежду для девочек, подбирать одежду и обувь по погоде. Пополняют и закрепляют словарь по теме «Одежда». Учатся строить простые высказывания по данной тематике.
6
Члены семьи
6
Учатся различать членов семьи, по степени родства и по старшинству. Соотносят себя со своими членами семьи. Обогащают словарный запас по темам «Семья. Семейный праздники. Домашние животные». Учатся строить предложения о своей семье.
7
Игрушки
4
Обогащают словарный запас по теме «Игрушки». Учатся различать игрушки по их предназначению. Учатся строить предложения по теме «Любимая игрушка».
8
Дом. Домашняя утварь
8
Обогащают и актуализируют словарный запас по теме «Дом. Домашняя утварь». Учатся различать помещения квартиры по их назначению. Учатся строить высказывания по данной теме. Учатся строить описательные предложения.
9
Числа и количественные соотношения
3
Закрепляют основные понятия о количественных соотношениях, учатся строить предложения с разными предметами.
10
Улица
9
Обогащают и актуализируют словарный запас по теме «Улица». Получают представления о правилах поведения на улице, в общественных местах. Учатся наблюдать за природными явлениями, происходящим вне помещения. Учатся строить высказывания на данную тему.
11
Животный мир
3
Обогащают словарный запас по теме «Животные». «Птицы», «Насекомые». Учатся дифференцировать эти категории. Учатся строить предложения по данным темам.
12
Школа
4
Обогащают словарный запас по теме «Школа». Учатся строить ситуативные высказывания по собственным наблюдениям.
Календарно - тематический план. Групповые логопедические занятия 3 класс