Поскольку все стороны речи - фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая - взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая их них изучается ен изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. 4 класс. Дизорфография. »
МОУ « Заречненская школа с крымскотатарским языком обучения»
РАССМОТРЕНО Утверждаю
На заседании Приказ № 140
учителей – логопедов от «31» августа
От «27»августа 2015г. Директор школы
Руководитель МО Р.Р. Умеров ______
________ Малышко Л.Н.
Программа
коррекционной работы
учителя-логопеда
на 2015 / 2018 учебный год
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
_________ Адживефиева Н.Б.
Разработала
учитель - логопед
Зарединова Г.В.
Заречное, 2015
Программа
« Коррекционно - развивающее обучение 4 классов с дизорфографии» Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 4 классов с дизорфографией» разработана на основе:
-инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / под редакцией А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М. 1996.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами
Словарный запас
При обследовании всех компонентов речевой системы учащихся четвертогокласса с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря. В структуре речевого дефекта у учащихся с дисграфией недоразвитие словаря занимает большое место.
В словарном запасе младших школьников с дисграфией обращает на себя внимание почти полное отсутствие имен прилагательных, за исключением прилагательных, обозначающих цвет. Подбирая определения к предметам, дети пользуются исключительно характеристиками по цвету (стол черный, стул желтый и т. д.). Кроме этого, используются прилагательные, обозначающие размер (большой - маленький), а из оценочных - плохой -хороший.
Также очень беден глагольный словарь. Сходные действия, как правило, называют одним словом (белка ходит, черепаха ходит, конь ходит). Дети редко пользуются приставками для обозначения оттенков действия или употребляют одну приставку (пришел в школу, подошел к другу, вошел в класс - все эти глаголы заменяются одним словом - пришел).
Граммматический строй
В устной и письменной речи четвероклассников встречается много ошибок, связанных со словоизменением основных частей речи - так называемые аграмматизмы.
Большие затруднения вызывают у детей задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. В таких оборотах окончания несут на себе смысловую нагрузку и изменение окончания полностью меняет смысл высказывания: «Конфету купила Ира» или «Конфета купила Иру». Детям такие предложения кажутся одинаковыми.
Наиболее стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Как известно, имена прилагательные, в отличие от существительных, имеющих родовую принадлежность, изменяются по родам, и правильно употреблять окончания прилагательных нужно только, умея определять род существительных. В норме категория рода усваивается детьми достаточно рано, к трем годам. Если же этот процесс задержался, то гораздо позже дети научатся и согласовывать другие части речи по роду, так как они не уверены в роде существительного. Дети с нарушениями письма часто затрудняются отнести то или иное существительное к нужному роду, поэтому допускают ошибки в согласовании. И даже если в устной речи таких ошибок может и не обнаружиться много (просто безударные окончания звучат примерно одинаково), то на письме ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде - довольно частое явление.
Словообразование
Результаты обследования словообразовательных навыков учащихся четвертых классов с дисграфией показывают, что у них недостаточно сформированы практические умения и навыки в области словообразования. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое словотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «накомпотился»), тогда как этап образования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но подошел).
Связная речь
Коррекция недостатков в развитии связной речи у учащихся четвертыхклассов осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.
Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной
Основными задачами программы являются:
1.расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
2.совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
3.уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
4.учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
5. Уточнение и развитие пространственно-временных представлений.
6.Развитие и совершенствование психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Адресат: учащиеся 4 классов с ФФНР/НВОНР, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью, имеющие стойкое неусвоение орфографических правил при письме.
Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня).
Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
Рабочая программа коррекции речи включает разделы:
Особенности планирования коррекционной работы
Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы.
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной
устной и письменной речи
Методы обучения, технологии
Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся 4 классов
Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.
Сводная таблица по видам контроля
Программно–методическое обеспечение
Материально-техническое и информационное обеспечение.
Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой для разработки календарно- тематических планов по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Особенности планирования коррекционной работы.
Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Кроме того, у ребенка, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).
Рабочая программа состоит из трех этапов коррекционно-развивающей работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 этапа, основными задачами которого являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала
Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 1год обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и чтению. Количество часов рассчитано на один учебный год и зависит от периодичности занятий . Занятия проводятся 3 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед в праве менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
1 этап. Диагностический.
Обследование учащихся проводится по основной схеме, но с усложненным речевым материалом (материал подбирается соответственно возрасту детей)
2 этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне.
Дифференциация понятий «звук» и «буква». Фонетико-фонематический анализ слов. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Гласные и согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных. Слогоритмическая организация слова.
3 этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне.
Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Однокоренные слова. Дифференциация предлогов и приставок. Безударные гласные в корне слова. Сложные слова. Правильное написание приставок и суффиксов. Каждая тема отрабатывается до тех пор , пока не будет усвоена детьми.
Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы
Состав слова.
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
Безударные гласные .
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.
Словосочетания и предложения.
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.
Согласование.
Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных.
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
Словоизменение глаголов.
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Предлоги и приставки.
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Части речи.
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях.
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.
Связная речь.
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
мира нашего края.
Методы обучения:
Словесные
Наглядные
Методы проблемного обучения
Активные методы обучения
Технологии:
Традиционное обучение;
Игровые технологии;
КСО (работа в парах);
Дифференцированное и индивидуальное обучение;
Здоровьесберегающие технологии.
Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:
Учащиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
- владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- составлять план текста.
Обучающиеся смогут научиться:
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
анализировать речь (на уровне текста, предложения);
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
составлять текст на определенную тему;
использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
интонационно оформлять высказывание.
Тематический план работы с группой учащихся 4-х классов (3 часа в неделю)
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
39
Уточнение значения слова. Работа с антонимами и синонимами.
40
Составлять слова из значимых частей, разбирать слова по составу, подбирать слова по схемам. Развитие неречевых процессов.
41
Составлять слова из значимых частей, разбирать слова по составу, подбирать слова по схемам.
42
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие пространственно – временных представлений.
43
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
Слова – синонимы.
44
Дифференциация предлогов и приставок.
45
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений.
46
Составление словосочетаний из предложений .
47
Дифференциация имен существительных по родам, категориям одушевленности и неодушевленности, числам.
48
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.
49
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
50
Дифференциация глаголов по времени, виду, числам.
51
Согласование глаголов с именами существительными в числе.
52
Согласование глаголов с именами существительными в роде.
53
Дифференциация имен существительных и глаголов.
Согласование существительных с глаголами по числам и времени.
54
Дифференциация имен существительных и глаголов.
Согласование существительных с глаголами по числам и времени.
55
Дифференциация прилагательных по родам и числам.
56
Дифференциация прилагательных по родам и числам.
57
Практическое усвоение в определении и
согласовании прилагательных и существительных.
58
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
( именительный падеж).
59
Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).
60
Практическое употребление родительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов.
61
Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему?
( дательный падеж).
62
Практическое употребление дательного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов.
63
Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж)
64
Практическое употребление винительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов.
65
Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем?
( творительный падеж)
66
Практическое употребление творительного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов.
67
Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж)
68
Практическое употребление предложного падежа имени существительного по вопросу. Правильное употребление предлогов.
69
Дифференциация родительного и винительного падежей.
70
Дифференциация творительного и дательного падежей.
71
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
72
Понятие о подлежащем и сказуемом как о частях речи.
73
Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.
74
Понятие о второстепенных членах предложениях.
75
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
76
Определение значения. Составление предложений по картинкам.
77
Простые предложения. Составление предложений по картинкам.
78
Сложные предложения. Составление предложений по картинкам.
79
Сложные предложения. Восстановление деформированного текста.
80
Составление рассказа из предложений, данных в разбивку.
81
Составление рассказа из предложений, данных в разбивку
82
Составление рассказа по его началу.
83
Составление рассказа по его началу.
84
Составление вступления и заключения к рассказу.
85
Составление вступления и заключения к рассказу.
86
Составление рассказа по данному плану.
87
Составление рассказа по данному плану.
88
Составление рассказа по серии картин.
89
Составление рассказа по сюжетной картине.
90
Обследование письменной речи.
Перечень и характеристика контрольно – измерительных материалов.
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
итого
Проведение диагностики речи
1
1
2
Количество плановых проверочных работ
1
1
2
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя - логопеда, наглядных пособий.
Информационно – коммуникативные технологии – инструментарий коррекционного воздействия.
Список используемой литературы
1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.
2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
5.Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматическойдисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.
6.Ефименкова Л.Р. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984..
7. Л.Н.Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В МОУ « Заречненская школа с крымскотатарским языком обучения» имеется логопедический кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.