Просмотр содержимого документа
«Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей «Главное - вместе»»
МБДОУ «Детский сад № 43»
Проект по взаимодействию
учителя-логопеда и родителей
«Главное - вместе»
Автор:
Орлова Антонина Сергеевна
учитель-логопед
г. Биробиджан, 2017
Актуальность
В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребёнка. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных - отсутствие соответствующих знаний.
Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и учителя-логопеда, а именно - сотрудничество, доверительность, взаимодействие.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Тип проекта: Информационно- практический.
Срок реализации: долгосрочный (2 года).
Участники проекта: дети старшей и подготовительной логопедической группы, учитель-логопед.
Возраст детей: 5 - 7 лет
Форма проведения: коллективная, индивидуальная.
Перспективы распространения проекта: Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.
Цель проекта: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Задачи проекта:
- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;
- повысить компетентность родителей в области коррекционной педагогики;
- побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
-пополнить наглядно-информированный материал, направленный на развитие речи дошкольников.
Содержание проекта.
Тема проекта выбрана не случайно. Так как опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главная цель - заинтересовать и привлечь родителей к коррекционному процессу логопедической группы.
Своё общение с родителями нужно выстраивать, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что взаимодействие - необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
Понятие «взаимодействие с семьёй» подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Этапы реализации проекта:
1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).
2-й этап – основной (практический).
3-й этап – заключительный.
1-й этап – подготовительный
Цель: выяснитьобразовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей, установить контакт.
Изучение передового опыта работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями».
Оформление информационной корзины «Говорушка», с целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.
Анкетирование родителей.
Анализ особенностей семьи и семейного воспитания дошкольника, с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей.
Подбор методов и форм своего общения с каждым родителем.
Размещение информации о начале реализации проекта «Главное- вместе».
2-й этап – основной (практический).
Цель: Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи детей.
Одна из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей - родительские собрания.
Форма проведения родительского собрания выбирается после обработки анкет, т. е. зависит от запросов и интересов родителей.
Формы родительского собрания:
-деловая игра или вечер вопросов и ответов,
-собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводятся обсуждения с родителями - что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
-собрание по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами ребенка» и других.
На родительских собраниях используются следующие приемы и методы активизации родителей: «мозговой штурм», «список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «мини - эксперимент»).
Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей.
Вместе с родителями дети становятся участниками проектов по темам, например, «Пальчики играют - речь развивают», «Самомассаж для нас», «Весёлый язычок и его сказки».
Индивидуальные занятия-практикумы «Научись вместе с ребёнком» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей.
Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Индивидуальные встречи с родителями «Ваш вопрос -наш ответ», с целью информирования о динамике речевого развития ребёнка;
Ведение журнала достижений, который информируют родителей об успеваемости ребёнка.
Своевременное оформление информационного стенда, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как позаниматься дома по лексической теме, как автоматизировать звуки и другие.
Проведение мастер – классов по темам: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков», «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда», «Логопедия для родителей — учимся исправлять свистящие (шипящие) звуки» и другие.
Создание памяток (брошюр) по выполнению домашних заданий, по проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики, по проблемам развития речи дошкольника.
Проведение устных и письменных тематических консультаций: «Нарушение речи: дизартрия»,«Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, и так занимается с логопедом?», «Речевые игры дома», «Автоматизация отработанных звуков в речи с помощью игровых приёмов», «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста», «Учимся слышать звуки правильно их произносить» и многие другие.
Не стоит оставлять без внимания и такие формы сотрудничества с родителями как:
- досуговое направление, которое является самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- речевые праздники, которые полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;
-дни открытых дверей, с целью ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
-«домашняя библиотека». Родители могут взять домой на время необходимые пособия, игры, компакт диски, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
11. Кроме очных встреч со всеми предложенными формами работы родителей нужно знакомить по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут ознакомиться с предлагаемым логопедом материалом.
3-й этап – заключительный
Цель: Проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда и родителей, поощрение участников проекта.
Итоговая диагностика речевого развития детей.
Награждение родителей выпускников благодарностями.
Анкетирование родителей «Как вы оцениваете коррекционно- педагогическую деятельность».
Фотоотчёт о взаимодействии с родителями.
Вручение выпускникам свидетельств об окончании логопедической группы.
При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
-родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей;
- сформируется желание помогать ребенку;
-повысится грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;
-родители заинтересуются в успехах своего ребенка и будут информированы с точки зрения вопросов его речевого развития;
-благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, речь дошкольников даст положительную динамику;
-Разработанный проект поможет педагогам освоить новые формы и методы, повысив свой профессиональный уровень.
Список используемой литературы:
Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи влогопедической работе».Логопед 2005 N 5.
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006.