В данной программе охвачены основы ЗОЖ. Дети изучают строение своего тела, учатся оказывать первую медицинскую помощ, обучаются техникам самомассажа, применяют здоровьесберегающие технологии в жизни (хотьба на лыжах, самомассажи, дыхательная гимнастика, логоритмика).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по ЗОЖ "Здоровячок"»
Блок к основной программе по внеурочной деятельности «Здоровячок».
Социально-гуманитарное направление и
спортивно -оздоровительное направление
3класс
2022-2023 учебный год
Педагог ДО: Кустова Анна Геннадиевна
Квалификационная категория: первая
п.Таксимо
1.Пояснительная записка
2022 год в Бурятии объявлен годом «Здоровья и активного долголетия». Поэтому
очевидна актуальность блока «Здоровячок» в настоящее время.
Блок «Здоровячок» для 3 класса на 2022-2023 учебный год составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Л.А. Обуховой «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» для 1-4 классов.
Блок по спортивно-оздоровительному и социально-гуманитарному направлению «Здоровячок» носит образовательно-воспитательный характер.
Цели:
Создать условия для установки ведения детьми здорового образа жизни;
Развивать коммуникативные навыки, таких как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Совершенствовать речь ребенка, с помощью логоритмических приемов(путем развития коррекции двигательной сферы);
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Обучать основам безопасности жизнедеятельности.
Обучать основным методам оказания первой медицинской помощи.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других вредных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Познакомить с ОБЖ;
Научить оказывать первую медицинскую помощь.
Обучение:
-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно
-элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации) и концентрации внимания
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
-применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
-знать и выполнять основные упражнения дыхательной гимнастики по Стрельниковой;
-знать и выполнять технику самомассажа по Умановой.
Объём программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному и социально-гуманитарному направлению «Здоровячок» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 3 класса и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год, Продолжительность занятий в 3 классе 40 минут. Срок реализации программы : 1 учебный год.
2.Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты :
У обучающихся будут сформированы
* Понятия: здоровье, здоровый образ жизни.
*Сознательное отношение к собственному здоровью во всех его проявлениях.
*Способность к самооценке.
Обучающиеся получат возможность для формирования.
*Положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям.
*Самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и поведение, установки на ведение здорового образа жизни.
3. Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
Включатся в диалог со сверстниками и учителем;
Формулировать ответы на вопросы;
Слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, что говорит собеседник;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Договариваться и приходить к общему решению;
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
выполнять основные правила личной гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
соблюдать правила здорового образа жизни;
основам рационального питания;
уметь оказывать первую медицинскую помощь;
способам сохранения и укрепление здоровья;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
создавать комплексы физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Обучающиеся получат возможность научиться: - понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
самостоятельно выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.Обучающийся научится:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности «Здоровячок»:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру..
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, КВНы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов , которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам программы, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Второй уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по программе, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Третий уровень: свободное владение теоретической информацией по программе, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
4.Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего,
час.
1
«Здоровый образ жизни, что это?»
6
2
Питание и здоровье
3
3
Моё здоровье в моих руках
15
4
Я в школе и дома
6
5
«Хочу остаться здоровым»
6
Я и моё ближайшее окружение
4
7
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
Итого:
5. Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего,
час.
Дата по плану
Формы и методы промежуточного итогового контроля
I
«Здоровый образ жизни, что это?»
6
1.1
Здоровье. Что это такое?
Признаки здоровья, признаки болезни.
Наследственные заболевания. Анкета.
Что мешает человеку быть здоровым.
Почему и как ремонтируется мой организм. Как живут клетки.
Обучение основам самомассажа. Личная гигиена.
Подвижные, развивающие игры.
Логоритмические упражнения на развитие речевого дыхания.
Применение тренажоров на развитие речевого дыхания.
Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».
Извлечение информации из познавательного текста.
Называть телефоны экстренной
медицинской помощи.
Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.
1
Анкетирование
1.2
Твоя надежда, опора и защита (скелет).
Гигиена правильной осанки.
Для чего нужен скелет, суставы? Какими свойствами должны обладать кости. Как долго растут кости. Как вырасти стройным и здоровым.
Упражнения для роста. Кто сильнее – слон или муравей?
Для чего человеку мышцы. Правила тренировки мышц. Мышечные перегрузки.
Техника самомассажа по Умановой А.А.
Люблю ли я ходить в школу (самоанализ)
Подвижные, развивающие игры.
Логоритмика.Упражнения вводные(Ходьба, маршировка в различных направлениях)
«Спасатели , вперёд!»-практика.
1
Наблюдение за активностью учащихся на занятии.
1.3
Тайны человеческого сердца. Теория. Как устроена сердечная мышца. Эта замечательная жидкость – кровь. Есть ли кладовые крови. Селезёнка. Реки «Вена» и «Артерия». Первая помощь при кровотечениях. Как очищается кровь. Как заботиться о сердце. Беседа: Измерение пульса, исследование изменения пульса; подвижные игры
Техника самомассажа шариками су-джок.
Упражнения для самоконтроля дыхания, для релаксации организма и активизации организма.
Подвижные, развивающие игры.
Пальчиковые игры.(Логоритмика)
Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.
«Спасатели , вперёд!»-практика
1)Измерение пульса, исследование изменения пульса; подвижные игры.
2)Первая помощь при кровотечениях.
1
Викторина: проверка знаний о заболеваниях и травмах; отработка навыков оказания первой помощи
1.4
«Остров здоровья». Зачем мы дышим. Кашель и чихание – наша защита. Инородные тела в дыхательных путях.
Оказание первой помощи, если человек подавился.
Почему правильно дышать носом. От чего зависит частота дыхания.
Дыхательные упражнения, снимающие нервное возбуждение. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой
Что разрушает лёгкие. Чем опасно курение. Вредные вещества, содержащиеся в табаке.
Подвижные, развивающие игры.
Пальчиковые игры. (Логоритмика)
«Спасатели , вперёд!»-практика
1
1.5
Органы чувст. Чудесное яблоко. Строение и работа глаза. Что защищает глаза. Болезни глаз. Кому нужны очки. Откуда берутся слёзы. Соблюдение правил гигиены при чтении. Гимнастика для глаз. Мой любимый цвет (творческое задание).
Самая быстрая улитка (уши). Строение и работа слухового аппарата. Болезни уха и причины, которые их вызывают. Как беречь свой слух и уши. Гимнастика для ушей.
Удивительный тоннель с двумя подъездами. Наружный и внутренний нос.
С чем связан тембр голоса человека. Профилактика насморка, гигиена носа.
История носового платка. Мои любимые запахи (творческое задание). Игра «Узнай по запаху». Загадки.
Наш нежный скафандр. (кожа). Строение и функции кожи. Что угрожает коже. Кожа – броня организма, орган осязания. Что было бы, если бы кожа не чувствовала боли. Игра «Угадай меня».
Подвижные, развивающие игры. Логоритмика (Артикуляционные упражнени)
«Спасатели , вперёд!»-практика
1
1.6
Почему и как ремонтируется мой организм. Как живут клетки. Устройство микроскопа. Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части. Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое.
Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье.
Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. Формировать общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни.
Осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий.
Следование моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и игровой деятельности.
Формировать установку на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности.
Способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний .
Логоритмика. Упражнения и игры на двигательную активность .
«Спасатели , вперёд!»-практика
1
2
Питание и здоровье
3
2.1
Зачем человек ест. Путешествие по пищеварительному тоннелю (ролевая игра). Как найти слюнные железы. Почему возникает чувство голода. Что значит правильно питаться. К чему приводит переедание, привычка есть много сладкого. Зачем едят растения (вегетарианство). Кто придумал жевательную резинку. Зубы и как их беречь. Зелёная аптека. Лесная аптека на службе человека Игра «Смак»
Логоритмика. упражнения ,активизирующие внимание.
«Спасатели , вперёд!»-практика
1
2.2
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья. «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
Вредные микробы
Устройство микроскопа. Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части. Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».
Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое.
Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье.
Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека.
1
2.3
Что такое здоровая пища и как её приготовить.
Игры: Магазин здоровой пищи
Чудесный сундучок
Логоритмика. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа.
1
3
Моё здоровье в моих руках.
15
3.1
Труд и здоровье
Теория: Ходьба на лыжах. Технология ходьбы.
Правила безопасности при лыжной ходьбе.
1
3.2-3.15
Практика. Ходьба на лыжах
14
4
Хочу остаться здоровым.
5
4.1
Наш мозг и его волшебные действия.
Нейрогимнастика для мозга. 5 упражнений.
1
4.2
«Хочу остаться здоровым». ОБЖ. Нейрогимнастика для мозга. 5 упражнений.
1
4.3
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Нейрогимнастика для мозга. 5 упражнений.
1
4.4
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
4.5
«Моё здоровье в моих руках»
Нейрогимнастика для мозга. 5 упражнений.
1
5
Я в школе и дома
2
5.1
Мой внешний вид –залог здоровья.
«Доброречие»
1
5.2
Движение это жизнь .КВН
1
6
Я и моё ближайшее окружение
3
6.1
Мир моих увлечений
1
6.2
Вредные привычки и их профилактика
1
6.3
В мире интересного.
1
7
«Вот и стали мы на год взрослей»
2
7.1
Я и опасность. Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
1
7.2
Чему мы научились и чего достигли.
Игра-практикум.
1
Итого:
36
Список учебно - методической литературы
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2010 Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2011 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2011 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2010. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2011. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2012 г. – / Мастерская учителя.
Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2015 г.