kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционного курса "Коррекционно-логопедическая ритмика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

коррекционный курс направлен на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Коррекционно-логопедическая ритмика"»

Пояснительная записка

Коррекционный курс «Коррекционно-логопедическая ритмика» направлен на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы. Логопедическая ритмика играет существенную роль, как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся.

Основой логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки. Данная коррекционная программа направлена на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.

Цель: преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного артикуляционного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Задачи

  • Развитие общей и артикуляторной моторики;

  • Развитие дыхания и голоса;

  • Развитие чувства темпа и ритма в движении;

  • Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;

  • Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

  • Развитие двигательных качеств: сила, выносливость, быстрота, гибкость, танцевальные навыки.


Программа разработана на основе нормативно – правовых документов:

- Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;


Выбор данной программы обусловлен тем, что она учитывает особенность ребёнка, его разноуровневой подготовки к обучению, составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагноза ребёнка, рекомендаций ЦПМПК, уровня обученности учащегося и его психофизических возможностей.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и предусматривает возможность корректировки программного материала в течение учебного года.


По учебному плану школы на 2022-2023 учебный год, на изучение предмета отведено 34 часа в год, из расчета 1час в неделю, 34 учебные недели. Реализация программы по курсу «Коррекционно-логопедическая ритмика» проводится в форме коррекционно-развивающих занятий.

Количество часов, указанных в программе может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Примерная коррекционная программа коррекционного курса «Коррекционно-логопедическая ритмика» является универсальной и может быть использована в работе с детьми с ТУО, ЛУО и ТМНР.

Программа предусматривает возможность корректировки учителем, ведущим обучение в данном классе с учетом результатов мониторинга.

Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала по этапам обучения.

Коррекционный курс ориентирован на обязательный учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение и закрепление. Предметные результаты связаны с овладением учащимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения учащихся в усвоении знаний, умений, способность их применять в практической деятельности. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель полученных результатов.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- подготовка обучающихся к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой;

- следование предложенному плану и работать в общем темпе;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать, выходить из-за парты и т.д.)

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- обращаться за помощью и принимать помощь.


Предметные результаты:

- ходить в колонне друг за другом с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук, ходить в ускоренном и замедленном темпе, бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

- перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, сужать и расширять круг;

- воспринимать предложенный ритм, работать с предметами в определенном ритме, подчинять свои движения любому ритму и автоматизировать их;

- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, энергичность, игривость и т. д.;

- распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками;

- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы (вальс, полька) и народные пляски – лезгинку, русскую пляску;

- развивать двигательную память, моторику, координацию. развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;

- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;

- развивать мелкую моторику, точность движений;

- формировать правильную артикуляцию звуков;

- развивать диалогическую речь.

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние или другие личностные результаты.

Общая характеристика учебного предмета

У обучающихся с ОВЗ наблюдаются нарушения речи. У этой категории детей проявляется недоразвитие психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов. У обучающихся снижена работоспособность на занятиях, быстро утомляются. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.

В работе с учащимися учитель может использовать логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.

В ходе занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевая и пальчиковая гимнастика.

Логоритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопеда и учителя по коррекции не только различных нарушений речи учащихся, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, но и развития познавательных психических процессов.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Содержание программы

Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания чередуются с развитием познавательных психических процессов. Включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка сопровождает движение.

Структура занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, логопедические песенки, чистоговорки.

«Здравствуй, школа!». Знакомство с коррекционным курсом «Коррекционно-логопедическая ритмика». Правила поведения во время урока. Имя и отчество учителя, названия профессий работников школы. Передача темпа музыки движениями и хлопками, ходьба с музыкальным сопровождением, ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный). Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Основные формы обращения (приветствие, просьба, прощание, извинение). Названия дней недели.

«Вспомним лето». Летние месяцы. Движения с координацией, с темпом движения всего коллектива. Картины летней природы. Названия хвойных деревьев. Труд людей летом. Пословицы, скороговорки о лете. Обобщение знаний по теме «Вспомним лето».

«Осень». Осенние изменения в живой и неживой природе, характерные признаки осени. Движения с остановками после окончания музыкального сопровождения. Исполнение несложного ритмического рисунка. Передача темпа музыки движениями, ходьба под музыку с изменением темпа движения (медленный, быстрый, умеренный). Труд людей осенью на полях. Названия фруктов и овощей. Описание внешнего вида домашних животных и птиц.

«Охранять природу - значит охранять Родину». Движения в соответствии с характером музыки, динамикой. Точное начало движения вместе с музыкой и его окончание вместе с окончанием музыки. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда. Движения руками во время ходьбы. Названия животных, птиц, растений родного края.

«Родная страна». Наша Родина-Россия. Главные символы РФ. Музыкальные произведения о Родине, родном крае. Автоматизация движений в маршевом ритме, в парах, с предметами и без них.

«Зима». Характерные признаки зимы, зимние месяцы, Картины зимней природы в лесу. Названия зимних видов спорта. Изменения в жизни птиц и животных в связи с приходом зимы. Зимние развлечения, забавы детей. Движения в соответствии с характером музыки.

«Рассказы о дружбе и товариществе». Воспроизведение движениями и хлопками чередование долгих и коротких звуков. О хороших и плохих поступках, о смелых поступках, о товариществе. Правила дружбы. Пословицы о дружбе.

«Весна». Восприятие и передача акцентов музыки хлопками, ударами по бубну. Характерные признаки ранней весны. Весенние месяцы. Птицы и животные весной. Бережное отношение к животным и птицам. Труд людей в саду и огороде весной. Названия первых весенних цветов. Возвращение перелётных птиц.

«В борьбе за великую Родину». 9 мая День Победы. Рассказы повествовательного характера по картинам. Памятники погибшим воинам. Выполнять различные виды ходьбы с различным акцентом в музыке.

«Устное народное творчество». Выполнение движений с предметами (мячами, флажками). Автоматизация движений в любом ритме, в парах, с предметами и без них. Знакомство с русскими народными сказками (волшебными, бытовыми, музыкальными, о животных), загадками, потешками, попевками, пословицами. Картины летней природы в произведениях устного народного творчества. Рассказы о хороших и плохих поступках героев сказок, о повадках животных по материалам прочитанных и послушанных сказок.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений

• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

•Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:

1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания

2. выработка продолжительного речевого выдоха,

3.тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной системы.

• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.

• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.

• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение.

• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

• Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

• Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

• Театральные этюды. Очень часто у детей с ТУО маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

• Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Виды деятельности по курсу

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.  развивают слуховое внимание.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих  речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.

Пение. Пение чистоговорок прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

Коррекция звукопроизношения. Формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.


Учебно – тематический план


Название раздела

Количество часов

1

Здравствуй, школа!

2

2

Вспомним лето

2

3

Осень

4

4

Охранять природу, значит охранять Родину

2

5

Родная страна

1

6

Зима

5

7

Рассказы о дружбе и товариществе

4

8

Весна

3

9

В борьбе за великую Родину

1

10

Устное народное творчество

10

Итого

34










Материально-технического обеспечения образовательного процесса



1.Компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника).

2. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.

3.Видеопроектор.

4.Музыкальные инструменты (бубен, деревянные ложки, барабан, погремушки, маракасы, трещотки);

5.Реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, скакалки).

6.Речевые дидактические игры.

7.Игры на развитие мелкой моторики.

8.Артикуляционная гимнастика (видео презентации).

Литература

1. Г.А. Волкова. Логопедическая ритмика. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2002 г.

2. Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика. Москва. «Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС» 1996 г.

3. А.Н. Корнев. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург. Издательский дом «МиМ» 1997 г.

4. Н.В. Микляева, О.А.Полозова. Ю.Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика. Москва. Издательство « Айрис-пресс» 2004г.

5. Н.Я. Семаго. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Москва. Дефектология, 2000, № 1.

6. Т.С. Сиротина. Ритмическая азбука. Москва Издательство «Музыка» 2007г.

7. Т.Э. Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. Москва «Издательство АСТ» 2000 г.

8. М.И Чистякова. Психогимнастика М. «Просвещение» 1990.

9.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа Всесоюзное издательство «Советский композитор» М 1978 Составление и общая редакция Л.А. Баренбойма.

10.А.В. Ястребова. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. Москва «Аркти» 2001г.

11. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/03/dyhatelnye_uprazhneniya.doc (дыхательные упражнения)

12. https://youtu.be/F5t5uPZX3a8 (Музыкальная логоритмическая игра «Кукушка).

13. https://youtu.be/H4bhtsPSn8w (Ритм для детей, ритмические упражнения под музыку)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа коррекционного курса "Коррекционно-логопедическая ритмика"

Автор: Ирина Анатольевна Солмина

Дата: 22.06.2023

Номер свидетельства: 634239


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства