Программа коррекцонно-логопедических занятий: «Коррекция Фонетико-фонематических нарушений речи»
Программа коррекцонно-логопедических занятий: «Коррекция Фонетико-фонематических нарушений речи»
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, в условиях школьного логопункта.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы школьного образования, потребностей и возможностей школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Коррекция Фонетико-фонематических нарушений речи в условиях
школьного логопункта»
Разработчик:
Учителя-логопед
Иваницкая А.С.
Томск
2015
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, в условиях школьного логопункта.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы школьного образования, требований ФГОС, потребностей и возможностей школьников.
Структура рабочей программы
1 Введение.
2. 1 блок ФН.
Рабочая учебная программа по коррекции фонетических нарушений у младших школьников в условиях логопедического пункта
- Пояснительная записка
- Планирование.
-Содержание коррекционно-развивающих занятий.
3. 2 блок ФФН
Рабочая учебная программа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у младших школьников в условиях логопедического пункта
-Пояснительная записка
- Планирование.
-Содержание коррекционно-развивающих занятий.
4. Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.
5. Список используемой литературы.
6. Приложение.
Введение.
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
По Положению в школьный логопедический пункт зачисляются дети с диагнозом ФН и ФФН. Программы по преодолению ФН нет, а программу по ФФН необходимо адаптировать к условиям логопункта. Исходя из этого, возникла необходимость разработать программы и построить логопедическую деятельность при массовой школе так, чтобы дети получили коррекционную помощь в условиях школьного логопункта. До настоящего времени не создана единая система своевременной комплексной квалифицированной помощи ребёнку с речевыми нарушениями. Однако, такая форма организации оказания коррекционной логопедической помощи, как «логопункт» при школьном учреждении, необходима и популярна на сегодняшний день, т.к. позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Поэтому разработка вопросов и организации комплексного воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями в условиях непосещения специализированных групп, является одним из приоритетных направлений. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Успех школьного обучения во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основу логопедической работы положены традиционные, классические программы:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.: Каше Г.А., Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 1978.
2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
5. Воспитание и обучение детей с ФФН.
Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004.
Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
- практическое овладение учениками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
- формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ГБОУ.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию младших школьников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт
возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика детей с фонетическим нарушениями речи (ФНР)
Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски - вот что характерно для этого диагноза. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка
складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов Типичные примеры нарушений – велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение звуков. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается, и дети, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
заменой звуков более простыми по артикуляции;
трудностями различения звуков;
особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом
контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Особенности организации деятельности логопеда
по коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в условиях школьного логопункта.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы школьного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
Организация деятельности логопеда и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 40-45 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов школы.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста.
Развитие речи (учитель начальных классов).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:
Приоритеты учителя начальных классов :
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ;
- психологическая база речи.
- моторный праксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активизация словаря;
- развитие связной речи;
- лексико-грамматическое развитие.
2. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее ребёнок направляется на комиссию ПМПК, для зачисления на школьный логопункт. Заключает двухсторонний договор о сотрудничестве, оповещает родителей о времени еженедельных консультаций.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в школе (обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации,родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми делается упор на методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
- предусмотрительность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Результат успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
Рабочая учебная программа
по коррекции фонетических нарушений у старших дошкольников в условиях школьного логопедического пункта.
Составлена на основе:
- авторских разработок;
- новых педагогических технологий.
Пояснительная записка.
Формирование правильного произношения звуков у детей - это одно из основных направлений коррекционно-развивающей работы, которую проводит учитель-логопед. Неправильное произношение звуков – одна из самых актуальных проблем речевого развития младших школьников. Эта проблема в дальнейшем может повлиять на самооценку ребёнка, могут возникнуть ошибки при написании слов. Именно вопросы, связанные с правильным произношением звуков больше всего волнуют родителей. Часто бывает, что при появлении звука или постановке его учителем-логопедом, он не автоматизируется в речи, поскольку нужно время (которого бывает недостаточно) и определённая система закрепления каждого звука (это специальные знания и умения, которыми обладает только учитель-логопед). Разнообразие пособий по закреплению звуков, которым располагает рынок литературы, не всегда помогает родителям и педагогам. Учитывая это, циклограммы автоматизации звуков помогут закрепить поставленные (или появившиеся) звуки в речи детей. Циклограммы построены с учётом общедидактических и специальных требований, предъявляемых при автоматизации каждого звука. Кроме этого, у логопеда появится время на осуществление творческого подхода при подготовке к занятиям, так как основа в виде речевого материала и основных форм речевой деятельности уже предусмотрены в циклограммах на каждый звук. Для облегчения речевой нагрузки, весь материал распределён по дням недели, что позволит проводить автоматизацию звука постепенно. Подборка речевых игр поможет превратить непростой процесс автоматизации звуков в увлекательные и продуктивные занятия. Применять эти игры можно практически на каждом занятии, используя соответствующую лексику на определённый звук.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения недостатков звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных дефектами звукопроизношения у младших школьников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры);
-развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем);
-Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы,
разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Комплексность воздействия на ребенка.
Воздействие на все стороны речи.
Опора на сохранные звенья.
Учет закономерностей онтогенеза.
Учет ведущей деятельности.
Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Воздействие на окружение ребёнка.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с образовательной программой ГБОУ и направлена на реализацию поставленных целей и задач.
Перспективное планирование
Подгрупповая работа работы при коррекции фонетических недостатков речи.
Сонорная группа звуков
Этапы работы
Кол-во занятий
Содержание работы
Виды работ
Оборудование
1-й этап
Развитие общей и речевой моторики.
Общее количество занятий:
дислалия – 5-7
дизартрия – 7-14
1-3
Развитие общей моторики (для дислаликов и дизартриков)
Ходьба
Гимнастика рук и ног
Гимнастика туловища
Комплексная гимнастика конечностей и туловища
Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки
Выполнение гимнастических упражнений
Игры на развитие координации и чувства ритма
Скакалка, флажки, комплекс упражнений.
1-3
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков)
7. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары
8. Показывание пальцев по два и по три
9. Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определенные цели
Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда
Выполнение заданий в группе под наблюдением логопеда
Самостоятельная работа дома
Комплекты пластинок
Ножницы
Трафареты
Мозаики
Мячи
Колючие мячики
Пластилин, скакалки
1-3
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти
1. Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
«Делай так»
«Что изменилось?»
«Чего не стало?»
«Составление целого предмета из частей»
«Найди фигурку по подобию»
«Кто больше запомнит или увидит».
2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:
«Угадай, чей голос»
«Улиточка»
«Улови шепот»
«Жмурки с голосом»
«Где позвонили?»
«Скажи, что звучит»
«Лягушка»
Предметные картинки
Игрушки
Дидактические игры
Звучащие игрушки
1-3
Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
«Оскал»
«Хоботок»
«Хоботок» с последующим «оскалом»
«Трубочка»
раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы
удерживание бумажных трубочек
комбинированные упражнения под счёт
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: язык широкий («лопаткой»)
язык узкий («жалом»)
поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд
поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы
язык вправо – влево
втягивание и вытягивание широкого языка
удерживание языка в состоянии покоя
присасывание спинки языка к нёбу
прищелкивание
комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.
1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)
2. Самостоятельные упражнения
3. Отработка артикуляционных движений под счёт
4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука
5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор
6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)
Настенное зеркало
Индивидуальные зеркала
Марлевые салфетки
Бумажные трубочки
Косинова Е. Уроки логопеда. М. 2008
2-й этап
Постановка и коррекция звука
Количество занятий:
дислалия - 2-5
дизартрия - 5-8
1-3
Знакомство с артикуляцией звука
1. Показ артикуляции перед зеркалом
2. Показ профиля данного звука
3. Показ положения языка кистью руки
4. Наглядная демонстрация вибрации языка
5. Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)
6. Работа с профилями гласных звуков (для дизартриков )
Зеркала настольные
Зеркало настенное
Профили звуков
Шпатели
Игровой материал
1
Специальные упражнения для звука [ Р ]
1. Работа над вспомогательными звуками:
многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т - т - т»)
присоединение голоса (даёт «д - д - д»)
выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т - т - т - ттрррр»)
2. Механическая помощь при постановке звука:
удерживание кончика языка у верхних десен шпателем
вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще «дддд» (упражнение «Балалайка»)
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики:
игры на выработку вибраторных движений кончика языка
работа над силой выдоха
имитационные игры
Полоски бумаги
Карандаши
Пробирки
Соломинки разных размеров
Лодочки разных размеров
Воздушные шарики
Дудочки
Зонды, спирт, вата
1
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
1. Игра в «болтушку» или «индюшку», где высунут язык и на звук «А» болтается между зубами
2. «Фырканье лошади» - тип кучерского «р»
(«тпppp» - задувание и дрожание обеих губ)
3. Растягивание уздечки в случае бокового произношения
1
Специальные упражнения для звука [Л]:
Первый способ: вызывание межзубного [Л]:
«Улыбка»
прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий)
так же с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
Второй способ: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
«Качели» (для губного [Л])
«Качели» с одновременным произнесением «А - А - ААА» или «ы – ы – ыыы»
Третий способ: Механическая помощь при постановке звука:
прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам
Шпатели логопедические
Зонды логопедические массажные
Вата
Бинт
Спирт
1
Koppeкция звука:
Работа над:
точностью
чистотой (без вспомогательных движений)
плавностью (без толчков)
силой (с напряжением)
темпом (от замедленного к быстрому)
достижение уcтoйчивости полученного результата
Игры для развития физиологического и речевого голоса и дыхания
Султанчики
Таз с водой
Мелкие игрушки для игры с водой
1
Специальные упражнения
1. Работа над голосом:
вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса
произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса.
2. Работа над дыханием:
выработка плавного длительного выдоха
работа над силой выдоха
3-й этап
Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических
1-4
Работа над звуком:
1. Звук в слоге:
открытом
закрытом
в звукосочетаниях
2. Звук в слове:
в начале
в середине
в конце
в сочетаниях с гласными.
3. Звук в предложении
4. Звук в тексте
5. Пословицы, поговорки, стихи
6. Скороговорки
1. Произнесение слов, слогов и предложений
2. Работа с таблицами
3. Работа с игровым материалом, картинками
4. Чтение текстов
5. Работа с деформированным текстом.
6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок
Слоговые таблицы
Игрушки
Игры
Предметные картинки
Сюжетные картинки
Картинки к загадкам и скороговоркам
представлений и аналитико-синтетической деятельности
Колличество занятий
дислалия- 5-10
дизартрия - 10-15
1-4
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1. Узнавание звука на фоне слога, слова
1. Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово
2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности
3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов
4. Игра «Услышь своё имя»
5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)
6. Отхлопать ритмическую структуру слова
Сигнальные карточки
2-4
2. Формирование фонематического анализа
1. Определить первый звук в слоге, слове
2. Определить последний звук
3. Назвать все входящие в слово звуки
4. Определить количество звуков, слогов, слов
5. Назвать звуки по порядку
6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него
Мячи
Флажки
Конверты с кружками
Предметные картинки
3. Развитие синтетической деятельности
1. Составить из названных звуков слог, слово
2. Игра с мячом «Доскажи словечко»
3. Составить из букв разрезной азбуки слово
4. Игра «Умный телефон»
Наборное магнитное полотно
Коробка с разрезными буквами, слогами
2-4
4. Развитие фонематических представлений
1. Подобрать слово на заданный звук, слог
2. Придумать слово по количеству звуков, слогов
3. Подобрать картинки на звук
4. Преобразовать слова:
добавить начальный или конечный звук
изменить гласный или согласный
назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке
работать с использованием схем (вписать буквы в кружки)
разгадать ребусы, шарады
Картинный материал для автоматизации поставленных звуков, альбом для закрепления поставленных звуков, логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков, папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
2-4
5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)
1. Пересказ различных текстов
2. Составление рассказов:
по опорным словам
по сюжетным картинкам
на заданную тему
придумывание части рассказа
3. Инсценирование сказок
4. Работа со сказками-фильмами
Игрушки, сюжетные картинки, картинки по развитию речи, настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения
4-й этап
Автоматизация и дефференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи
Количество занятий:
дислалия – 15
дизартрия – 20
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
Введение звука в самостоятельную речь
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008
Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. Краснодар 2007
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В, Альбомы для автоматизации звуков.
Соколенко Н.И. Посмотри и назови, М. 1997
Косинова Е. Уроки логопеда. М. 2008
Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003
Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
И. Скворцова «Логопедические игры» (с диском) М.2008
В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем» С - П 2002
Л. Я. Гадасина, О.Т. Ивановская « Звуки на все руки». (50 логопедических игр) С-П «Детство- Пресс» 1999
О.А. Новиковская « Развитие звуковой культуры речи у дошкольников». (Логопедические игры и упражнения) С-П «Детство- Пресс» 2002
В. М. Акименко « Исправление звукопроизношения у детей» Р-на-Дону. Феникс 20008
В.С Володина «Альбом по развитию речи» М. 2009
Организация предметной среды речевого развития детей
Для создания предметной среды речевого развития в кабинете используются:
- материал для коррекции фонетико-фонематической стороны речи:
1.Предметные картинки
2.Д/и «Весёлый язычок»
З.Логопедическое лото «Подбери и назови»
4.Карточки для звукового анализа
5.Тетради для автоматизации разных звуков
6.Звуковые кубики
7.Набор текстов для автоматизации звуков
8.Сюжетные картинки
9. Д/и « Скажи правильно»
10. Символы артикуляционной гимнастики
11. Игры - звукоподражания
12. Схемы для характеристики звука, для анализа артикуляции
13. Профили арт. аппарата
14. Картинки для уточнения слоговой структуры слова
15. Зрительные символы гласных и согласных звуков;
16. Касса букв
17. Конструктор "Полоска"
18. Звуковые линейки
19. Альбомы и тетради с предметными и сюжетными картинками для индивидуальной и фронтальной работы с детьми:
- дидактические игры по развитию лексико-грамматических представлений, звукопроизношения, фонематического восприятия;
- различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук, трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки.
Предлагаемая программа предназначена для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи младшего школьного возраста с нормальным слухом и нормальным интеллектом и рассчитана на один год обучения.
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):
1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.
3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.
4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Комплексность воздействия на ребенка.
Воздействие на все стороны речи.
Опора на сохранные звенья.
Учет закономерностей онтогенеза.
Учет ведущей деятельности.
Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Воздействие на окружение ребёнка.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей учеников. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с образовательной программой ГБОУ и направлена на реализацию поставленных целей и задач.
Составляющие качества образования
Предметно-информационная составляющая
Элементарное представление о звуках окружающего мира.
Представление о слове, слоге и звуке.
Знание о протяжённости слов.
Знание артикуляции звуков, их образных аналогов.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
Умение определить по слуху звучащий предмет и назвать его.
Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.
Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.
Умение различать фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.
Умение определять отличия в названиях картинок.
Умение определять место заданного звука в слова
Умение раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.
Умение подбирать слова с заданным звуком.
Умение анализировать и синтезировать короткие слова, состоящие из 2-6 звуков с помощью специальных символов
Ценностно-ориентационная составляющая
Желание подражать звукам окружающего мира, играть со звуками.
Желание правильно произносить звуки.
Переживание радости при открытии новых знаний о звуках.
Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами во время совместной деятельности
Перспективное планирование
занятий по преодолению ФФН и обучению грамоте.
СЕНТЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонетического восприятия
- выделение звука в слове; наличие заданного звука в слове
- выделение ударного звука в слове.
Формирование слоговой структуры слова
- работа над двухсложными словами (му-ха, ма-ма)
Работа над предложением
- дать понятие об основных законах речи: речь состоит из
предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из
слогов, слоги состоят из звуков. Слова короткие и длинные.
Звуки гласные, согласные
- учить составлять предложения из слов
- учить называть первое и второе слово в предложении
- учить составлять схемы предложений
- учить составлять предложения по схемам.
Обследование составления речи детей. (Приложение)
Составить «Речевой портрет группы». (Приложение Таблица)
ОКТЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонетического восприятия:
-учить выделять звуки из слов
- познакомить с «гласными», «согласными» звуками
- уточнение правильной артикуляции звуков
- вычленение гласного звука из начала слова
- выделение гласного ударного из ряда звуков: АУ, УА
- определения наличия гласного звука в ряду гласных звуков:
АОУ, ОУИ и т.д.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над двухсложными словами без стечения согласных
(ваза, забор)
- работа над односложными словами (дом, кот, лук)
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- составление схем предложений
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений с помощью опорных слов.
НОЯБРЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове
- определение места звука в слове
- вычленение ударного гласного звука из слова
- выделение первого согласного из слова
- выделение последнего согласного звука из слова
- выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА…
- определение места звука в ряду других звуков
- уточнение артикуляции гласных звуков: Э, Ы, И.
2. Формирование слоговой структуры слова:
- работа над двухсложными словами без стечения согласных звуков (ваза, паук, забор)
- работа над односложными словами (дом, кот, лук)
- работа над двухсложными словами со стечением согласных звуков (аист, парк, книга)
3. Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- составление схем предложения
- составление предложения по предложенным схемам
- составления предложения с помощью слов предложенных педагогом
ДЕКАБРЬ
Программные задачи
Формирования фонематического восприятия:
- Выделение последнего согласного в слове
- Выделение первого согласного в слове
- Выделение гласных из слов типа МАК, ЛАК, ПУХ, СЫН
- Выделение ударного гласного звука после согласного
- Определения места, количества, последовательности звуков в слове
- фонематический анализ закрытого слога типа АП, АМ, УС
- фонематический анализ открытого слога типа ПА, МА, СУ
- фонематический анализ открытых и закрытых слогов с одинаковым гласным: АП-ПА
- воспроизведение слогового ряда
Преобразования слогов путем изменения одного звука типа АТ, УТ, ОТ, ИТ
- работа над двухсложными словами со стечением двух согласных, гласных (каска, утка, аист)
Формирование слоговой структуры слова
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост, стол)
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (мука, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, машина)
Работа над предложением
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов
- с предлогами НА, В, ПОД, НАД, ЗА
- составление схем предложения
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений со словами, предложенными педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определения главной мысли небольшого текста.
ЯНВАРЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного звука, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразования слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове (каска, утка, аист)
- фонематический анализ и синтез слов на изучаемые звуки
2. Формирование слоговой структуры слова
- работа над односложными словами со стечением двух
согласных в начале и в конце слова (мост, стол)
- работа над двухсложными словами без стечения соглас-
ных (мука, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения соглас-
ных (малина, василек)
- работа над трехсложными словами с закрытым словом
(пароход, молоток)
3. Работа над предложением
- составление предложений из двух, трех слов без предло-
гов и с предлогами (на, в, под, за, над)
- составление схем предложений
- составление предложений по предложенным схемам
- составление предложений из слов, предложенных педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста.
ФЕВРАЛЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного слога в словах, ударного гласного звука
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слогов, слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков (утка, каска)
- фонематический анализ и синтез различной слоговой структуры.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)
- работа над трехсложными словами с закрытым слогом
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех слов без предлогов и с предлогами места (В, ЗА, НАД, ПОД, НА)
- составление схем предложения
- составление предложений по заданным схемам
- составление предложений с помощью слов, предложенных педагогом
- вычленение предложений из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста.
МАРТ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного звука, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слогов, слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове.
Формирование слоговой структуры слова:
- слоговый анализ двух и трехсложных слов
- преобразование слов путем замены слога.
Работа над предложением:
- составление предложений по картинкам
- составление небольшого рассказа
- составление схемы предложения
- определение количества слов в предложении
- распространение предложений путем добавления слов
- выделение предложений из микротекста
- составление небольшого текста из составленных предложений.
АПРЕЛЬ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, места, количества звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного звука в слове, слога в словах
- фонематический анализ закрытого, открытого слогов
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слов путем изменения одного звука
- работа над двухсложными словами со стечением гласных и согласных звуков в слове
- фонематический анализ и синтез слов различных слоговых структур с изучаемыми звуками.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
- работа над двухсложными словами без стечения согласных (мама, каша)
- работа над трехсложными словами без стечения согласных (машина, ворона)
- работа над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, пароход).
Работа над предложением:
- составление предложений из нескольких слов без предлогов и с предлогами
- составление схем предложения
- составление предложений по заданным схемам
- составление предложений из предложенных воспитателем слов
- вычленение предложения из микротекста
- интонационное оформление предложения.
МАЙ
Программные задачи
Формирование фонематического восприятия:
- определение наличия, количества, места звуков в слове, предложении
- определение ударного гласного в слове, ударного слога
- воспроизведение слогового ряда
- преобразование слова путем замены одного звука
- фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры с изучаемыми звуками.
Формирование слоговой структуры слова:
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова
- работа над двухсложными словами без стечения согласных
- работа над трехсложными словами с открытым и закрытым последним слогом.
Работа над предложением:
- составление предложений из двух, трех, четырех слов с предлогами места и без предлогов
- составление предложений с предлогами движения (ПО, К, НАД, ПОД)
- составление схем предложения
- составление предложений по схемам
- вычленение предложения из микротекста
- определение главной мысли небольшого текста
- интонационное оформление предложения.
Результат успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе:
Ребёнок чисто и правильно произносит все звуки родного языка.
Ребёнок умеет находить заданный звук в слове; придумывать слова на определённый звук.
Ребёнок автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.
Ребёнок знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
Дифференцирует понятия “звук – слог - слово”.
Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
Умеет выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.
Называет картинки и определяет отличия в названиях
Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке
Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец)
Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками
Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».
Определяет количество букв и звуков в словах
Выделяет последовательно каждый звук в словах
Называет первый и последний ударный гласный звук
Определяет первый и последний согласный звук в словах
Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце
Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков
Называет слова с 1 слогом, с 2, 3, 4 слогами
Определяет количество гласных и согласных в названных словах
Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово
Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.