Профилактика и коррекция письменной речи у детей с ОВЗ. Акустической формой дисграфии
Профилактика и коррекция письменной речи у детей с ОВЗ. Акустической формой дисграфии
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция письменной речи у детей с ОВЗ. Акустической формой дисграфии»
Профилактика и коррекция письменной речи у детей с ОВЗ.
Акустической формой дисграфии
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш);
лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);
соноры (Л, М, Н, Р, Й);
свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);
аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.
Развитие фонематического восприятия.
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Определение положения звука по отношению к другим.
Работа по коррекции акустической дисграфии опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
Развитие слухового и зрительного внимания. (Поднимите символы колокольчик синий и зеленый и наушники синие и зеленые, если услышите соответствующие им звуки.
Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.(фото арт гим и профили звуков)
Основные задачи и направления работы основного этапа.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие фонематического анализа и синтеза.( соберите слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д, д, я, я а, м, м, я н, н, я, я
з, м, л, е, я к, р, т, о, а, н к, р, я, а, о, г
(Коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон.)
Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю).
Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).
Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают? Ров-рев, лук-люк, рис-рысь, рад-ряд.
Придумай небольшой рассказ со словами нос, нес, мышка, мишка.
Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
Закрепление полученных знаний.
Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Для коррекции акустической дисграфии я пользуюсь пособием Е.В, Мазановой, конспекты занятий и альбомы .
Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции письменной речи.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
все буквы и звуки родного языка; ,
отличительные признаки гласных и согласных звуков;
гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
строить звуковые схемы слогов и слов;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.