Проект "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе объяснения нового материала на занятиях
Проект "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе объяснения нового материала на занятиях
В настоящее время отмечается большой рост количества детей в детских садах с заключением ОНР 3 уровня. Как известно, у детей с данным недоразвитием речи страдают не только все компоненты речевой деятельности, но и познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение. У детей с ОНР 3 уровня сильно выражена недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью которой является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе объяснения нового материала на занятиях»
Мамедова Азиза Джаффар-гызы,
учитель-логопед ГККП «Детский сад «Арай»
при отделе образования города Степногорска
Проектная работа
Тема:
«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе объяснения нового материала на занятиях».
Проверила: Бурдинская О. В., старший преподаватель кафедры психолого- педагогического сопровождения профессионального развития учителя
Список использованных источников…………………………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………..
Введение
Актуальность темы определяется потребностью практики в поиске условий, способствующих развитию процесса внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня. В настоящее время отмечается большой рост количества детей в детских садах с заключением ОНР 3 уровня. Как известно, у детей с данным недоразвитием речи страдают не только все компоненты речевой деятельности, но и познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение. У детей с ОНР 3 уровня сильно выражена недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью которой является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова отмечали, что типичными проявлениями в картине недостаточности у детей с ОНР, является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость, отмечается повышенная истощаемость слухового внимания. По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с ОНР 3 уровня, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.
Изучив многочисленную литературу по данной тематике, а также исходя из своей практики работы с такими детьми мы пришли к выводу о том, что особенно у дошкольников страдает процесс внимания, на основе этого выбрана тема проекта.
Проблема: какие педагогические условия и упражнения способствуют развитию внимания у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Цель: повысить уровень развития внимания у старших дошкольников с помощью упражнений и создания педагогических условий.
Противоречие:
-Между потребностью в развитии внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня и неудовлетворенностью решением этой задачи в логопедической практике.
-Между имеющимися теоретическими основами и практическими разработками по развитию процесса внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня и не выявленностью педагогических условий, способствующих развитию этого процесса у детей.
Гипотеза:
Предположим, что, если применить на практике разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений на развитие внимания и создать педагогические условия, то это будет способствовать более успешной
1
коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Тип проекта – практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель-логопед, методист, дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Задачи:
1. Изучить и охарактеризовать особенности развития внимания у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
2. Создать условия для развития внимания у старших дошкольников с ОНР 3 уровня:
- провести диагностику дошкольников с целью выявления особенностей внимания;
- разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий в процессе коррекционно-логопедической работы скоррегировать у дошкольников с ОНР 3 уровня процесс развития внимания при объяснении нового материала. .
Практическая значимость заключается в том, что авторами предложен комплекс коррекционно-развивающих упражнений, который может быть использован для развития внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня в процессе объяснения нового материала на занятиях.
Принципы проекта:
- Принцип максимальной личностной направленности коррекционно- развивающего воздействия.
- Ориентация на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности, на основе которых развертывается речевая деятельность.
- Принцип предметно-практической направленности процессов воспитания и обучения.
- Принцип формирования и коррекции речевого дефекта на основе установления взаимосвязи между фонетическим, лексическим и грамматическим компонентами языка.
Этапы проекта
Подготовительный:
изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
провести диагностику развития внимания детей.
Основной этап:
развивать процесс внимания с помощью разработанного комплекса упражнений на коррекционно-логопедических занятиях при подаче нового материала;
приобщать воспитателей к речевому развитию и развитию процесса внимания во всех режимных моментах: утренний приём, коррекционная
2
работа, прогулка, игровая деятельность, используя занимательный материал (ведение тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя);
приобщать родителей к процессу развития внимания у детей (папки-раскладушки, уголки «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).
Заключительный этап:
диагностика детей.
родительское собрание.
анкетирование родителей.
открытое итоговое занятие.
Основная часть
I. Основные особенности развития внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня.
“Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира”.
К.Д. Ушинский.
В настоящее время дошкольники в детских садах с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с данной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального обучения и воспитания детей.
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно способствует.
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Выделяют следующие формы проявления внимания:
- сенсорное (перцептивное);
- интеллектуальное (мыслительное);
- моторное (двигательное).
Основными функциями внимания являются:
- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
3
- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. У детей возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок.
Так, длительность рассматривания картинки увеличивается примерно в два раза к концу дошкольного возраста, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чём младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя деталей.
Недостатки внимания такие как: маленький объем, недостаточная концентрация и устойчивость, плохо развитая переключаемость, не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы (создания условий).
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Виды внимания: произвольное и непроизвольное.
Произвольное внимание нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.
Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:
Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.
Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.
Объем внимания – количество объектов, воспринимаемых одновременно.
4
Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.
У детей выделяют 3 основных вида внимания: непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы само собой); произвольное (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать); послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевое напряжение). Одним из важных свойств является объём внимания – это количество объектов, сознательно удержанных в сознании в короткий промежуток времени. Сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём сознании в короткий промежуток времени, судят об объёме его внимания. Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Такие процессы как сосредоточение, устойчивость, переключение – положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства внимания. Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность, устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твёрдость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешанностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике, грамматике у большинства нарушены в той или иной степени навыки конструктивной деятельности, память, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.
Вывод: так как внимание связано с интересами, склонностями человека основной формой внимания у детей является моторное (двигательное) внимание. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности внимание приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. Внимание – это важнейшее качество, которое
5
характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишнего. Внимание обладает определенными свойствами, нарушение каждого
приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. У детей больше развито непроизвольное внимание, так как условием такого внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния ребенка, то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
II Диагностика развития внимания у детей с ОНР 3 уровня
В диагностике участвовали дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в количестве пять человек
1. Ира - 5лет
2. Дима - 5 лет
3 Макар – 6 лет
4 Саша - 5лет
5 Миша – 5 лет
Для выявления уровня развития внимания у старших дошкольников с ОНР 3 уровня был проведен констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
«Корректурная проба» (Тест Бурдона), «Проставь значки» (Методика Пьерона-Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса), «Таблицы Шульте», «Зашумленные изображения». (см. приложение 1).
После внедрения в логопедический коррекционно-развивающий процесс комплекса игр, направленных на развитие внимания, а также создания необходимых педагогических условий, мы вновь провели контрольный эксперимент также используя выше указанные методики.
Результаты контрольного эксперимента показали значительные улучшения. (см. Приложение 3).
II. 1 Анализ полученных результатов диагностики
Мы выявили три уровня развития внимания у детей с ОНР ІІІ уровня по следующим критериям: устойчивость, распределение, переключение.
Первый уровень - высокий, характеризуется как: ребенок сосредоточен, удерживает в поле зрения 4-5 объектов, сознательно переключает внимание с
одного объекта на другой, длительно в течении нескольких минут сохраняет свое внимание на объекте.
6
Второй уровень - средний: ребенок периодически отвлекается, ему трудно концентрировать внимание на одном объекте длительное время, с трудом удерживает в поле зрения 2-3 объекта.
Третий уровень - низкий: ребенку трудно сохранить внимание на данном объекте даже на короткий срок, удерживает в поле зрения 1-2 объекта, внимание с одного объекта на другой переключает с трудом, внимание рассеивается.
В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но в завершении начали отвлекаться, внимание рассеивалось.
Макар и Дима гипервозбудимые мальчики, они допускали много пропусков и ошибок, поэтому у них низкий результат, и им было сложно удержаться на одном месте.
У остальных детей результат средний, они тоже допускали ошибки. Из пяти детей – это 100 % у троих отмечен средний уровень развития внимания – 30%, у двоих низкий уровень – 20%. Высокий уровень отсутствует. Результаты констатирующего эксперимента наглядно представлены ( см. Приложение 2).
На основании результатов констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что у детей с ОНР сформированность внимания очень низкая, для развития данного процесса необходима коррекционная работа.
В результате проведенной коррекционной работы и создания педагогических условий мы отметили, что дети стали меньше допускать ошибок, концентрация и устойчивость внимания значительно увеличились.
Из пяти детей двое перешли на средний уровень, и троих детей процесс внимания достиг высокого уровня. С высоким уровнем внимания – 30%, со среднем – 20%, с низким – 0. Результаты контрольного эксперимента наглядно представлены. (см. Приложение 3).
Выводы
С целью выявления уровня развития внимания у старших дошкольников с ОНР 3 уровня нами было организовано исследование.
На констатирующем этапе исследования нами были сделаны следующие выводы: у обследуемых детей внимание развито недостаточно, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении зданий. Иногда преобладает отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого. Диагностирован только низкий и средний уровень развития процесса внимания у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня.
Выявленные проблемы привели нас к необходимости разработки и апробации комплекса коррекционно-развивающих упражнений, позволяющих в процессе коррекционно-логопедической работы скоррегировать у дошкольников с ОНР 3 уровня процесс развития внимания при объяснении нового материала на занятиях.
После апробации комплекса коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня и создания педагогических условий на контрольном этапе исследования нами
7
выявлено: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня повысился уровень развития внимания: увеличился объем, повысилась способность переключения и концентрации. У детей отмечен интерес к познанию нового материала. Все выше выявленное подтвердило нашу гипотезу.
III Разработка комплекса коррекционно-развивающих игр на развитие внимания детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Учитывая результаты констатирующего эксперимента нами был создан и апробирован комплекс коррекционно-развивающих игр на развитие внимания детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. (см. приложение 4).
Также для более успешного развития данного процесса мы привлекли воспитателей к коррекционно-развивающей работе, проведя для них консультации, семинары; разрабатывания еженедельных задания для занятий с детьми по развитию внимания.
Без участия родителей считаем невозможно достичь поставленной цели. Поэтому проводили родительские собрания, на которых рассказывали, каких успехов мы достигли. А также проводили семинары-практикумы, консультации¸ где учили родителей, как нужно заниматься дома. В каждой группе есть уголки «Советы логопеда», там мы давали рекомендации, как по развитию речи, так и по развитию внимания.
Таким образом мы создали условия для развития внимания у дошкольников с ОНР 3 уровня.
8
Заключение
Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что под вниманием старших дошкольников следует понимать психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Рассмотрев особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста позволил нам уточнить свойства, по которым можно будет судить о развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня при усвоении нового материала на занятиях.
Нами определено, что именно развитие внимания поможет эффективнее развивать речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на логопедических занятиях.
После реализации комплекса коррекционно-развивающих упражнений на развитие внимания у детей этот процесс развивается. Повышается концентрация, объем, быстрота переключаемости увеличивается. Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза получила свое практическое подтверждение.
9
Список использованных источников
1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1998-56 с.
2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. Санкт-Петербург: КАРО, 2007
3. Козырева Л.А. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160 с.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984. - 266 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 276 с.
6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1999. - С. 144 - 148.