Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках логопедии и психомоторики в коррекционной школе VIII вида.»
Приёмы развития творческих способностей на уроках логопедии и психомоторики
Бокова Н.В., учитель – логопед
Развитие комплекса свойств личности ребенка, входящих в понятие “творческие познавательные способности”, быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач не принесет желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Одними из показателей творческих способностей школьников являются:
1. Быстрота реакции, или скорость припоминания программного материала.
2. Уровень развития психических механизмов,лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся.
Внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая), воображение, именно эти качества являются основой продуктивного мышления.
Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от его особенностей зависит, может ли ребенок достаточно быстро перейти от одного вида работы к другому, как долго он может заниматься с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленить объект и рассматривать, изучать его продолжительное время.
Память – это “ основа, на которой творит мозг”.
Приёмы развития творческих способностей на уроках логопедии и психомоторики:
1. Обнаружение малозаметных элементов.
Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающихся незначительными деталями. Вопрос: “Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?” Или найди 5,7,10 отличий.
2. “Лабиринты”
Смысл заданий такого рода заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями. Задания такого рода достаточно просты только в случае, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников задание усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например в самом начале занятия, а сам лабиринт - по прошествии некоторого времени. Таким образом, детям нужно вспомнить необходимые приметы.
Такое упражнение способствует развитию не только пространственного восприятия, но и развитию памяти, внимания, навыков самоконтроля.
3. “Найди девятый”
Рассматривается плакат. «Художник хотел нарисовать в верхней части девять грибов, но один забыл и поместил его в нижней части. Отгадайте, какой гриб подходит на свободное место между грибами 5 и 7.
Затем все анализируют, чем отличаются и чем похожи грибы в каждом столбце и ряду и определяют нужный гриб.
Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Это упражнение направлено на развитие наглядно-образного мышления, способности анализировать и умение строить простейшие обобщения.
4. “Графический диктант”, отнесенный в силу своей специфике к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует так же развитию внимания, памяти, самоконтроля, функции мелкой моторики руки.
5. Для тренировки свойств зрительного восприятия, концентрации, распределения, переключения внимания эффективно использование таблиц Шульте. Таблица Шульте — это квадрат 5 × 5 (4 × 4, 3 × 3), в котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25 (от 1 до 16, от 1 до 9). Ребенок должен как можно быстрее находить числа по порядку, называя их вслух и показывая каждое число карандашом. Таким образом, вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для развития и совершенствования навыков техники чтения.
Для достижения положительного результата данное упражнение рекомендуется выполнять систематически, включая его в каждое занятие с ребенком и каждый раз меняя расположение чисел в таблице. Критерием положительного результата будет являться умение ребенка быстро справляться с упражнением, т. е. быстро находить числа по порядку в каждой таблице.
Затем работа усложняется: числа в таблице закрываются, остаются незакрытыми 3 – 5 чисел.
Таблица показывается ученикам в течение 5 секунд. Их задача — запомнить незакрытые числа.
После этого ученики должны назвать запомнившиеся числа по порядку. Как только ребенок начнет быстро справляться и с этим заданием, время запоминания сокращается до 4, а потом и до 3 секунд.
Впоследствии количество незакрытых чисел увеличивается до 10—12.
6. Развитие произвольного внимания
А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
Б. Используются бланки с несколькими рядами букв. Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычёркивать 1-2 буквы (например, букву “г” зачёркивать, а букву “к” – подчёркивать).
На уроках логопедии используются следующие упражнения:
Например: Сегодня утром Маша пошла в школу. Маша сегодня утром пошла в школу. Утром сегодня пошла Маша в школу. Пошла Маша сегодня утром в школу. В школу пошла сегодня утром Маша.
“Измени одно слово”:
Например: Ребята пришли из школы. Мальчишки пришли из школы. Ученики пришли из школы. Сыновья пришли из школы. Озорники пришли из школы.
“Дополни предложение”:
Например: Мы играем. Мы играем в футбол. Мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на школьном стадионе
“Закончи предложение” Например: Девочка шла по … . - по тропинке домой. - по лесу и напевала. - по улице и несла тяжёлую сумку с продуктами. - по узкой горной тропинке. И т. д.
Данные упражнения формируют умение свободно владеть предложением в процессе беседы, пересказа, сочинительства.
Очень способствует развитию творческого воображения, обогащает словарный запас детей использование чистоговорок:
“Послушай и доскажи”:
ТА-ТА-ТА у нас дома ….. ТЫ-ТЫ-ТЫ сметану съели всю … ЧА-ЧА-ЧА горит в комнате … ЧУ-ЧУ-ЧУ молоточком я … ТО-ТО-ТО стали мы играть в … ОЧ-ОЧ-ОЧ наступила … СУ-СУ-СУ было холодно в … УСЬ-УСЬ-УСЬ на лугу пасётся … АШ-АШ-АШ у Марины … АТЬ-АТЬ-АТЬ мы идём с тобой… АЩ-АЩ-АЩ мы наденем … и т.п.
Параллельно таким заданиям обязательно используются упражнения для улучшения мозговой деятельности. Это такой вид деятельности, как «Мозговая гимнастика», которая помогает детям подготовиться к работе, настроиться на серьёзный и плодотворный труд.
Обязательно проводится во время урока физминутка, а также пальчиковая гимнастика. Это способствует плавной смене деятельности младших школьников, помогает развить ловкость и подвижность кисти, даёт полноценный отдых. Кроме этого массаж положительно сказывается на самочувствии детей и улучшает работу мозга.