kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преодоление различных видов дисграфии у обучающихся с ОВЗ в рамках взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей-логопедов.Предназначено для учителей нач. кл.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление различных видов дисграфии у обучающихся с ОВЗ в рамках взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»












Выступление на ШМО логопедов по теме:

«Преодоление различных видов

дисграфии у обучающихся с ОВЗ в рамках взаимодействия учителя начальных классов

и учителя-логопеда»












Учитель – логопед высшей квалификационной категории Н.Н.Сандырёва

2019, Егорьевск

Слайд 2

Слайд 3.

Учителя, у которых в классе находятся «безграмотные» ученики, осваивают современные педагогические технологии, ведут поиск инновационных форм по оказанию дифференциальной и индивидуальной помощи неуспевающему ученику. Но это оказывается мало результативным.

Слайд 4.

Сейчас практически в каждом классе есть дети с нарушениями письма.

Эта актуальная проблема вызывает повышенный интерес у практикующих специалистов. Прежде всего потому, что нарушения письма часто ведут за собой и нарушения чтения. В контексте основных направлений ФГОС для этой категории детей разработаны программы.

Слайд 5.

По данным обследования устной и письменной речи обучающихся, которое проводится ежегодно в нашей школе, отмечается рост числа детей, у которых наблюдаются дисграфические нарушения.

Результат исследования представлен на ниже следующей диаграмме:

40% - от всех обследованных детей имеют трудности установления временных последовательностей.

Среди нарушений пространственных представлений - 45% .

25% - недоразвитие моторных навыков.

50% - низкий темп деятельности.

63% –трудности сосредотачиваемости, отвлекаемость.

Слайд 6.

Большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.

Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).


Слайд 7.

Выделяют следующие формы дисграфии: акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В нашей школе мы используем совместную работу учителя-логопеда и учителя начальных классов для более эффективного преодоления дисграфии у школьников. Мы используем в своей работе несколько вариантов работы. Приведу некоторые примеры.



Слайд 8.

1.ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ


Учитывая психо-физиологические особенности данной категории детей, мы проводим работу по преодолению дисграфии в игровой форме. Как показывает практика, обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему. Поэтому, предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.


Слайд 9.

"Дешифровщики"

Каждую букву обозначаем какой-нибудь цифрой. Записываем слово цифрами, а ребенок должен расшифровать и записать слово.

Слайд 10.

"Словесный мяч"

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус -слово -окно и т. д. Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

Слайд 11.

"Магазин"

Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, ЯБЛОКО, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве.

Слайд 12.

2.КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Кинезиологические упражнения–это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарные взаимодействия, через которые полушария обмениваются информацией, что является основой развития интеллекта (упражнения «Кольцо», «Кулак – ребро – ладонь»).


Слайд 13.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, мелкую и крупную моторику, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устранение дезадаптации в процессе обучения, гармонизации работы головного мозга, происходит синхронизация работы полушарий, что в конечном итоге способствует преодолению дисграфии.


Слайд 14.

Условно кинезиологические упражнения можно разделить на две группы:

первая, в большей степени, направлена на развитие мелкой моторики, улучшение почерка, вторая–на преодоление непосредственно грамматических ошибок. Остановимся на второй группе.


Слайд 15.

«Каракули». На доске или на бумаге одновременно двумя руками рисуйте каракули, буквы, геометрические фигуры.


Слайд 16.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНИВЫЕ 8-КИ»

Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.

ИНСТРУКЦИЯ: Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.

Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно. Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно.


Слайд 17.

«Рисуем алфавит».

а) Определите, какие буквы –цифры чаще всего пропускаются при написании или заменяются другими буквами. Попросите мысленно прописать эти буквы - цифры. Указательным пальцем одной руки рисуйте букву – цифру на ладони другой руки 3 -5 раз. Повторите, поменяв руки.

б) Соедините пальцы обеих рук ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над соединенными большими пальцами. Смотрите в отверстие и пишите руками с «окошечком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать ребенку, чтобы при написании букв он смотрел в «окошечко».

в) Нарисуйте руками большую проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями.

г) Затем проведите все действия упражнения в обратном порядке: нарисуйте букву в воздухе, образовав треугольное отверстие, затем – на ладони, затем– в уме.

Слайд 18.

• кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный эффект;



• самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована;



• под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят

положительные структурные изменения.


ВЫВОД:


Применение кинезиологических упражнений наряду с другими развивающими технологиями позволяет оптимизировать работу по преодолению такого стойкого нарушения письменной речи как дисграфия.


Слайд 19.

3.МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ ЛУКАШЕНКО М.Л. и СВОБОДИНОЙ Н.Г.


В период обучения грамоте для профилактики нарушений письменной речи мы применяем слоговые таблицы Лукашенко М. Л. И Свободиной Н. Г.

Работа по слоговым таблицам это только часть коррекционной работы по профилактике дисграфии. Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия, обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза и т.д. Т.е. работа по слоговым таблицам это дополнение к основной коррекционной работе.

Следует отметить, что слоговыми таблицы названы условно, т.к. в них представлены не только слоги, но и изолированные буквы, сочетания букв, целые слова.

Слайд 20.

Особенности работы с таблицами . Утрированное проговаривание.

Основной особенностью работы с таблицами Лукашенко М.Л. и Свободиной Н.Г. является обязательное обучение ПРОГОВАРИВАНИЮ при письме. Причем используется исключительно утрированное ПРОГОВАРИВАНИЕ.


Слайд 21.

Второй особенностью работы с таблицами Лукашенко и Свободиной является и то, что все звуки авторы разделили на две группы. 1группа: те, которые можно тянуть и петь,- «интонированные». Авторы предлагают таблицу интонированных звуков в виде привычной таблицы и таблицы, похожей на нотный стан.

На одном из первых занятий уточняется, что знают дети о звуках, чем отличаются гласные от согласных. Здесь делается акцент на том, что гласные звуки это не только те звуки, которые умеют хорошо петь, (петь умеют и многие согласные), гласные звуки –ртораскрыватели. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает ни каких преград, а когда мы произносим согласные, воздуху мешают губы, или язык, или зубы. Для наглядности сразу детям демонстрируем, как поют гласные звуки: громко, красиво, протяжно и как умеют петь согласные звуки: какие –то рычат, какие-то свистят, какие-то шумят. Многие согласные звуки тоже умеют петь, не так красиво, как гласные, но все же умеют (главное набрать побольше воздуха): РРР, ЛЛЛ, ЖЖЖ, ССС, ВВВ…… даже ХХХ, ФФФ.

Слайд 22.

Алгоритм работы с таблицей №1

1. Уточняем, чем отличаются гласные и согласные звуки.

2. Учимся интонировано проговаривать и гласные и согласные звуки за учителем.

3. Читаем буквы в различном порядке с усиленной артикуляцией хором и по одному ( по столбикам и по строчкам).

4. Пишем гласные - А, О, У, И, Ы, Э.

Инструкция:

Сейчас вы будете писать ту букву, которую я назову. Слушайте, как я проговариваю, и говорите также. Как только ваш карандаш коснется бумаги, сразу начинайте проговаривать и не заканчивайте до тех пор, пока не напишите букву полностью.

Пишем согласные —М, Н, С, 3, Р, Ш, Ж. Если ребенок страдает нарушением произношения, берем только не конфликтные звуки.

Пишем закрытые слоги — АС, ОМ, УЛ, ИН, ЫР...

Инструкция:

Проговариваешь ту букву, которую пишешь. Пока ее не написал, не начинай проговаривать следующую.

Слайд 23.

Четкое, отрывистое произнесение

Звуки, которые петь нельзя - «неинтонированные».

Для создания игровой ситуации авторы предлагают таблицу неинтонированных звуков в виде привычной таблицы и таблицы в виде воздушных шариков.

Слайд 24.

Алгоритм работы с таблицей №2

1.Читаем буквы в различном порядке. Просим прочитать буквы из определенной строки или столбика.

2.Пишем отдельные буквы, кроме йотированных.

3.Пишем буквы Я, Е, Ё, Ю.



Авторы предлагают работу не только со слогами, но и со словами и предложениями. Этот метод кропотлив и может показаться скучным, но на практике учащиеся быстро овладевают алгоритмом действия по таблицам и показывают стойкие положительные результаты на письме. Данный метод хорош ещё и тем, что может быть использован родителями в домашних условиях.

Слайд 25.

Спасибо за внимание!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сандырёва Наталья Николаевна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства