Просмотр содержимого документа
«Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста «Я художник! Я так расскажу»»
Мастер-класс для педагогов дополнительного образования
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
«Я художник! Я так расскажу»
Подготовила и провела:
Учитель –логопед
Гусева Елена Михайловна
Актуальность мастер-класса:
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь. Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют и развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.
Формирование и развитие воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Это именно то, что раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде и иметь более широкое представление об окружающем мире.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что вариативная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с вариативными техниками рисования, для применения их в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
План мастер-класса:
Подготовительный этап.
Теоретическая часть (введение)
Практическая часть
Рефлексия.
1. Подготовительный этап:
1. Оформить выставку работ, выполненных детьми, с применением вариативных техник рисования;
2. Подготовить материалы, которые используются в вариативном рисовании.
2. Теоретическая часть:
Показ презентации на тему «Вариативные техники рисования».
3. Практическая часть
«Кляксография»
Материал и оборудование для выполнения работы:
1.Бумага для рисования, кисточки;
2.Краски акварельные;
3.Трубочки коктейльные;
4.Чашки с водой.
Ход выполнения работы:
Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:
создается клякса произвольной формы и на основе получившегося пятна, дорисовывается образ или сюжет;
кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).
«Рисование крупой»
Материал и оборудование для выполнения работы:
1. Гуашь;
2. Шаблоны рисунков (раскраски);
3. Клей-карандаш или пва;
4. Крупа манная, рисовая, геркулес и др.
5. Ватные палочки
6. Вода
Ход выполнения работы:
Способы получения изображения: выбираем шаблон, наносим клей, посыпаем крупой, лишнюю крупу стряхиваем. Даем рисунку подсохнуть. Очень аккуратно дополняем рисунок элементами используя краску.
«Штампинг»
Материал и оборудование для выполнения работы:
1. Гуашь;
2. Губки, разного размера и формы;
3. Лист бумаги;
4. Трафареты;
5. Вода
Ход выполнения работы:
Возьмите губку желаемой формы. Держа ее за край или приклеенную палочку, обмакните фигурной поверхностью в наполненную краской палитру. Сильно не давите.
Проверьте, что краска равномерно пропитала нижнюю поверхность губки, но не выступает по бокам.
Поднесите губку к бумажному листу, прижмите окрашенной поверхностью. Опять же, сильно не давите, иначе вместо фигурного изображения получится растекшееся пятно.
Поднимите губку. На листе останется фигура с рельефной поверхностью. В этом и заключается особенность такого рисования. Рисунок никогда не получается идеально ровным и гладким. На отпечатке заметны выпячивания, крапины, мелкие пустоты — это придает рисунку живость и оригинальность.
Попробуйте сделать этой же губкой еще несколько фигур. Обычно после первого отпечатка на губчатой поверхности остается немало краски для нанесения 2–3-х изображений, но постепенно их яркость и четкость снижается. То есть эффект такой же, как при проставлении штампа. Поэтому методику рисования называют поролоновой штамповкой. Другой вариант, как называется рисование губкой, — тычкование, поскольку фигуры наносятся на бумагу тычками.
Когда фигуры станут совсем бледными, снова погрузите губку в краску. Продолжите работу. Если требуется нанесение другого колера, тщательно вымойте губку от предыдущей краски. Ждать высыхания не нужно, просто хорошенько выжмите поролон.
5. Рефлексия
(Все готовые работы выставляются для общего обозрения).
Дорогие коллеги, сегодня нетрадиционным способом мы смогли изобразить самые простые изображения предметов. Надеюсь, такой способ рисования сможет помочь педагогу при тестировании в процессе диагностических исследований детей, закрепить с ребенком знание формы, цвета.
Давайте донесем наше мастерство, знания, умения до каждого ребенка и сделаем из каждой творческой личности, это в наших силах.
А сейчас, я предлагаю каждому нарисовать смайлик вашего настроения, которое осталось после проведения мастера-класса.
Вопросы к педагогам:
Что нового Вы узнали из мастер-класса?
Какой вывод сделали?
Как Вы думаете, надо учить дошкольников вариативным техникам рисования?
Почему?
Какие по-Вашему, чувства будет испытывать ребенок в процессе рисования этими способами.