Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
-слог -слово -предложение -связная речь
Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.
Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия. К таким играм относятся и словесные игры, которые пользуются у детей успехом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Летом землю ей копаем, а зимой снег разгребаем.(Лопата).
Словно солнышко, она освещает дом сполна. (Лампа).
В доме он над головой . Над тобой и надо мной. (Потолок).
Ими мы на мир глядим, закрываем, если спим. (Глаза).
Не открыть тебе замка, не возьмешь его пока.(Ключ).
Летом парус надувает, листья осенью срывает. (Ветер).
Лучится, смеется, сверкает, сияет
И с неба на землю лучи посылает. (Солнце).
В небе молния сверкнула, где-то сильно громыхнуло. (Гроза).
В небе повисло цветное коромысло. (Радуга).
Под водой живет народ: ходит задом наперед.(Раки).
Лесники ее котят взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Киска, брысь!»,
Потому что это ….(Рысь).
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).
Кто зимой холодной бродит злой , голодный? (Волк).
*Игра «Деревья, листья, ветки».
Цели: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных, изменения их по родам, употребления в речи.
Можно изготовить пособие с изображением различных пород деревьев и маленькие карточки с изображением листьев и веток этих деревьев.
Нужно определить с какого дерева лист и ветка, и называть их.
Ветка клена (какая?) кленовая.
Лист клена (какой?) кленовый.
Ветка рябины (какая?) рябиновая.
Лист рябины (какой?) рябиновый.
Ветка березы (какая?) березовая.
Лист березы (какой?) березовый.
Когда все картинки прикреплены к соответствующим деревьям, нужно еще раз повторить вновь образованные прилагательные.
*Игра «Сказочное путешествие».
Цель: дифференцировать звуки Р-Рь, Л-Ль.
Изготовить пособие (карту) с изображением принца и принцессы. По игровому полю в определенной очередности расположены изображения различных сказочных персонажей, в названиях которых есть звуки Р, Рь,
Л, Ль.
Для игры нужны фишки и кубик с точками на гранях.
Нужно пройти путь с принцем и говорить, кто ему встретился на пути.
Необходимо определить, где находится звук Р, Рь, Л, Ль.(начало, середина, конец слова).Выиграет тот, кто быстрее дойдет до принцессы.
*Игра « Замени Р на Л».
Дедушку зовут ЛУКА,
У него болит … РУКА.
На столе с картошкой ПЛОШКА,
За столом голодный ПРОШКА.
Рисовал художник ЛАМУ
И картину вставил в РАМУ.
Друг позвал меня на ПИР,
Ел я торт и чай я ПИЛ.
Хорошо танцует ВАЛЯ
И ее сестренка ВАРЯ.
Вечно плачет этот ЛЕВА,
Говорят ему: - Ты РЕВА.
*Игра «Новоселье».
Цели:
-узнавать графическое изображение букв;
-формировать умение составлять из букв слова;
-развивать пространственные представления.
Логопед. Семья Петровых получила новую квартиру. Все вещи собрали в чемоданы: одежду, обувь, головные уборы, посуду, украшения, игрушки.
Подумайте и прочитайте, что лежит в каждом чемодане?
Сколько слогов в этом слове?
Сколько звуков в слове ?
При изучении темы «Одежда» на чемоданах могут быть слова: шуба, шапка, ваза, бусы, пирамидка, сапоги, ботинки, панама, подушка.
Нужно называть подходящие по теме слова. Рассортировать вещи по разным чемоданам.
Аналогично проводятся занятия при изучении других лексических тем.
*Игра «В гости к белке за урожаем».
На листе бумаги разместить животных: белку, ежика, сороку, зайчишек, крота. Путешествуем от белки к другим персонажам. Разучиваем стишки. Около каждого персонажа-овощ.
В огороде у бельчихи
Много разных овощей.
И для сбора урожая
Собрала она друзей.
Спелый красный помидор
Ежику достался.
Ведь трудолюбивый еж
Больше всех старался.
А сороке –белобоке
Отдала она горошек.
Будет, что клевать зимой,
Когда нету мошек.
А морковку сладкую
Оставила зайчишкам.
Будет чем зимой хрустеть
Сереньким детишкам.
Репку получил в подарок
От бельчихи крот.
Он вскопать помог бельчихе
Целый огород.
Можно обыграть действия с масками героев. Овощи белка раздает из корзинки, приглашая к себе друзей.
*Игра «Кто как голос подает?»
Петух…(КУКАРЕКАЕТ).
Воробей…(ЧИРИКАЕТ).
Сорока…(СТРЕКОЧЕТ).
Лев…(РЫЧИТ).
Ворона…(КАРКАЕТ).
Голубь…(ВОРКУЕТ).
*Игра «Сказочные герои».
Нужно отгадать героев сказок, четко и правильно произносить звуки Р и Л, Рь и Ль.