Логопедические досуги представлены в форме игры. Детям доступно и интересно. Играя дети легко автоматизируют заданные звуки. В игровых заданиях учитывается возраст детей и сложность материала, а именно: от простого к сложному. Логопедический досуг, как одна из форм занятий, важен и необходим в дошкольном возрасте и в 1-м классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Медвежья услуга». (Неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.)
«Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т. е. делать очень несложное дело.)
«Блоху подковать». (Проявить необыкновенное умение в каком- либо деле, тонкое мастерство.)
«Как белка в колесе». (Беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.)
«Волк в овечьей шкуре». (Нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)
«Искать иголку в стоге сена». (О том; что нельзя найти.)
Отгадай загадки
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал —
Тот и устал.
(Лопата.)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Над домами у дорожки Висит кусок лепешки.
(Луна.)
В тихую погоду Нет нас нигде.
Ветер подует —
Бежим по воде.
(Волны.)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я — главная.
(Елка.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)
Раскаленная стрела Дуб свалила у села.
(Молния.)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
(Велосипед.)
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
13-. Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил.
(Мел.)
14. Круглое, красное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые И маленькие детки.
(Яблоко.)
Д5. Жидко, а не вода.
Бело, а не снег..
(Молоко.)
В раздевалке я служу,
На весу пальто держу.
(Вешалка.)
Кто в беретке ярко-красной, ^
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Все время стучим,
Деревья долбим.
Но их не калечим,
А только лечим.
(Дятлы.)
Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк.)
20. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось.)
21. С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал.
(Белка.)
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу.
За собою хвост тащу.
(Иголка.)
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.)
2. ЗАНЯТИЕ-ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ» Тема «Звук т и буква Т».
Цели: 1) развивать фонематическое восприятие, 2) продолжать учить делить слова на части (одно-, дву-, трехсложные слова), 3) закреплять умение производить звуко-буквенный анализ и синтез слов, 4) развивать связную речь, 5) развивать мышление и память.
План занятия
Игра «Телеграфист».
Игра «Новоселы».
Подвижная игра «Самый ловкий».
Игра «Отгадай слово».
Подвижная игра «Самый аккуратный».
Игра «Волшебные часы».
Подвижная игра «Мышеловка».
Игра «Наборщик».
Игра «Умники и умницы».
Игра «Не знаешь — научим».
Игра «Пазлы».
Оборудование: ребусы, часовой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы, изображенные на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни, стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2 деревянные ложки, тары для пинг-понга (по количеству детей), игрушки и предметы на звуки т, д, к.
Ход занятия
л
Дети поделены на две команды — «Утята» и «Котята», на футболках эмблемы, сидят полукругом.
Ведущая (В.): Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке т и букве Т.
Входит Незнайка.
Незнайка (Н.): Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю путешествовать. Я даже на Луну летал. Вот как-то раз...
В.: Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?
Н.: Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!
В.: Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не на Луну, а в страну знаний.
: Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке т и букве Т. Я недавно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со звуком т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется джунгли, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями этой книги. Но на них упал лунный камень и картинки рассыпались на кусочки.
В.: Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить картинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой команды картинки помещены в конверты. Когда вы, ребята, выполните все задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.
Игра «Телеграфист» (деление слов на слоги)
Дети перепрыгивают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге. Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, футболист, тарелка, табуретка, петух, автобус.
Игра «Новоселы»
Трехэтажный дом с окнами-карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук т.
й этаж — звук т в начале слова: тур, тапир, тушканчик.
й этаж — звук т в середине слова: утка, петух, питон.
й этаж — звук т в конце слова: кот, енот, бегемот.
Подвижная игра «Самыйловкий»
По кругу стоят стулья, их меньше на один, чем детей. Дети ходят вокруг. Ведущая произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук т. Звуки для анализа: а, у, м, ж, гп, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т.п.
Игра «Отгадай слово»
Ребусы, слова-загадки. Надо отгадать слова:
по первым звукам в названии каждой картинки {кошка, игла, топор — кит);
расставив буквы по росту (утка);
заменив букву в слове (салат — салют);
добавив к слогу букву (к-уст — куст).
Подвижная игра «Самый аккуратный»
Игра-эстафета. Вынести из «курятника» все яйца в ложке, не уронив ни одно.
Игра «Волшебные часы»
Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным слогом.
В.: Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так.
Ну-ка, посмотри сейчас И ответь, который час?
Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на слогах: та, ту, то, ты.
Подвижная игра «Мышеловка»
Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши.
Игра «Наборщики». (Проводится в виде эстафеты.)
На кубиках буквы К, Л, И, У, по две буквы С, Т. Одна команда составляет слово лист, другая — куст. Преодолевая препятствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имитация следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть голову через обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.
Игра «Умники и умницы»
Дети отгадывают пословицы и поговорки о труде по опорным картинкам:
иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка.);
пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.);
голова, руки (Голова научит, руки сделают.);
яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека — деловитого.);
птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе.);
линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь.);
камень, вода (Под лежачий камень вода не течет.).
Игра «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем»
Две корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе.
Из предметов, в названии которых есть звуки т, д, к, брать по одному и переносить в корзинки те предметы, в названии которых есть звук т.
Игра «Пазлы»
Из восьми частей дети собирают картинку («Маугли»).
В.: Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столько всего знают о звуке т и букве Т, что им не составило труда выполнить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга «Маугли».
Н.: Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие, умелые. Победила дружба. (Вручение призов.)