Пространственные и временные представления | Определять схему собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений. Определять и называть основные единицы времени; понимать периоды человеческого возраста; наблюдать и определять временную последовательность каких либо действий и событий; расширить и активизировать лексический запас по данным темам. | Уверенно ориентироваться в схеме собственного тела. Различать и называть правую и левую руку у себя и ученика стоящего напротив; правой и левой стороны (с помощью схемы); соотносить часть тела, предмета, тетради с правой и левой рукой. Определять направления в пространстве. Ориентироваться в пространственных взаимоотношениях По отношению к себе и по расположению предметов; определять линейную последовательность предметного ряда. Называть части суток, дни недели, месяцы, времена года. Уметь рассказывать о своей семье: старше, младше и т.д. | Владеть всеми видами речевой деятельности. Адекватно понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Умение выступать пред аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания. Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя-логопеда; Высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм («узелки на память»); оценивать совместно с учителем-логопедом или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя-логопеда и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока; осуществлять под руководством учителя-логопеда поиск нужной ин- формации; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя-логопеда; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя-логопеда; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя-логопеда); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя-логопеда; использовать собственный опыт в решении познавательных задач; слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге; 90 задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | Понимание значения речи в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, в процессе получения школьного образования. Стремление к речевому совершенствованию. Расширение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения информации; для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; для формирования интереса к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения; получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.); получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; для формирования потребности к творческой деятельности |
Речь. Предложение. Слово. | Различать слово и предложение, слово и слог; различать слово как двустороннюю единицу языка; разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей; различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?; определять имена собственные и правильно их записывать; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.) | Осознавать слово как единство звучания и значения; первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах; составлять тематические группы слов по определённым темам. |
Звуки и буквы. | Различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении; верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); без ошибок списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему. | Наблюдать за образованием звуков речи; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем-логопедом; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. |