ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей»
Для преодоления у дошкольников различных нарушений ( в речи, в мышлении, в эмоционально-волевой сфере), а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2»
структурное подразделение «Детский сад – Солнышко».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта
и речи детей»
Составила учитель-логопед
Нуруллина Гузель Раузиловна
с.Барда 2013 г.
Актуальность проекта.
Рука является вышедшим наружу головным мозгом.
И.Кант
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами, т.е в последнее время отмечается увеличение количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями в речи, а также с общим недоразвитием речи.
Для преодоления у таких детей нарушений, а так же предупреждения развития патологических состояний необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов писал: «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обеих полушариях даёт человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:
работа с детьми;
работа с педагогами;
работа с родителями.
Разработан перспективный план по этим направлениям.
Участниками реализации проекта являютсяучитель-логопед, воспитатели групп, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель ИЗО, родители СП «Детский сад «Солнышко».
Основные направления реализации проекта:
познавательно-речевое.
Методы осуществления:
Практические;
Игровые.
Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.
Срок реализации 2013-2016 учебный год
Вид проекта: долгосрочный
Цель проекта:
• Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• снятие эмоциональной напряженности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие способностей;
• развитие памяти, внимания;
• развитие мышления;
• коррекция речевых нарушений
Ожидаемые результаты:
• Снижение тревожности, пропадание страха отвечать, дети станут спокойнее и увереннее.
• Повышение мотивация к обучению.
• Развитие устной речи.
• Формирование логического мышления.
• Улучшение коммуникативных навыков.
.
Значимость проекта:
появились новые направления в сотрудничестве с семьей для решения проблемы неуспешности их детей;
обогатить знания педагогов об эффективном методе всестороннего развития ребенка.
Этапы проекта.
Этап проекта
Задачи
сроки
подготовительный
Сбор информации, работа с методической литературой
2013-2014г
Практический
Реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения)
2014-2016
Итоговый
Обобщение педагогического опыта по проекту(диагностика детей, презентация работы над проектом)
май 2016г
Виды работ по проекту.
Работа с детьми
Работа с педагогами
Работа с родителями
Использование кинезиологических упражнений на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Диагностика детей.
Знакомство педагогов с проектом « Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей» на педсовете.
- Терапия детских неврозов, разрешение конфликтов;
- В домашней обстановке.
2 Логоритмика
- Стишки с движением рук по всем лексическим темам.
3 Психогимнастика
- Игры на развитие внимания, памяти,мышления
4 Изотерапия
- В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:
- нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу.
9 Автоматизация смешиваемых букв.
- знакомство с траекторией движения рук при написании;
- написание букв по образцу, словесной инструкции;
- изображение буквы (ф – встать, руки в бока);
- слуховые и зрительные диктанты;
- нахождение буквы по графическому изображению;
- автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах;
- запись букв и составление из них слов.
10 Дифференциация смешиваемых букв.
- разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука;
- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
- реконструкция буквы в другую;
- штриховка букв по образцу, символов («о» - круг);
- найти и раскрасить буквы по различным цветам;
- дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы)
11 Графический диктант.
- Игровые упражнения:
-«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки;
- «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля);
-«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх.
-«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход;
-«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые»)
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2.Дыхательные упражнения.
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3.Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
4.Телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
5.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук), а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6.Массаж
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Результаты реализации проекта:
Протокол результата оценки готовности детей к школе подготовительной группы за 2014 – 2016 г.г.
Результат.
Сентябрь 2014г.
Май 2016г.
Высокий
5 - 23,8%
13 – 61,9%
Средний
9 - 42,8%
7 – 33,3%
Низкий
7 – 33,4%
1 - 4,8%
Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ФФНР и ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство
для снижения тревожности,
повышения мотивации, самооценки,
улучшение коммуникативных навыков,
развития когнитивных функций
развитие устной речи.
Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.
Аннотация
Проект «Влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта
и речи детей» предназначен для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет, рассчитан на два года обучения. Проблема нарушений речи у детей не утратила своей актуальности.
Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий) Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия.
Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов. В работе включены технологии арттерапии для развития психических процессов.
Все это служит не только для развития интеллекта и речи у детей с ОНР и ФФНР, но и для работы с сохранными детьми.
Приложение 1
Использование технологии арттерапии
в работе с детьми с ФФНР и ОНР.
Система деятельности по арттерапии предполагает несколько направлений:
В формировании мелкой и общей моторики важное место занимает театр би-бо-бо, а также варежковый театр. Совместно с родителями мы сделали своеобразную стойку – теремок. Она вмещает в себя одежду для ряженья и сказочные варежки – зверюшки. Дети имеют возможность самостоятельно надеть варежку любого героя и манипулировать ею при показе сказки, потешки или инсценировки. Сначала варежки с персонажами я надеваю на свои руки и рассказываю сказку, затем я только рассказываю, а дети выполняют движения руками, потом включаю в диалог детей, а уже после этого дети самостоятельно обыгрывают те или иные сказки и ситуации. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, интонационной выразительности речи, координации речи, а также развитию моторики.
«Пескотерапия»
У детей с ОНР плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности, поэтому в работе мы решили использовать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают движения пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Игра с песком – это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение, полезен гиперактивным детям. Рисуя песком дети фантазируют, развивают свои творческие способности. Результатом коррекционной работы, с использованием игр на песке, становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого поведения, коммуникативной функции речи.
Психогимнастика.
Это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений, игр) Дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками.
«Логоритмика» является частью кинезиотерапии. Это система двигательных упражнений, которые сочетаются с произнесением речевого материала.
Драматерапия (театрализованная деятельность)
Во время обучению постановке инсценировки дети учатся подчинять свои действия определенному образцу, правилу поведения, пытается вникнуть в причины поступков литературных героев. Театрализация способствует развитию фантазии, воображения, концентрации внимания, совершенствованию познавательной деятельности. Подготовка и участие в театрализованных действиях расширяют знания детей об окружающем мире, повышает познавательную активность. Драматизация положительно влияет на сюжетно-ролевую игру, усложняя ее содержание и формы.
Музыкотерапия:
Метод, использующий музыку в качестве коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, коммуникативных затруднений, отклонений в поведении. Развивает двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений, движение рук и мелкой моторики, учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
Приложение 2
Схема использования нейропсихологического тестирования и инновационных методов обследования детей.
Функции
№
Описание
1 Кинестетический праксис – выполнение по зрительному образцу.
1
2
Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (правой, левой рукой)
Пальцы сжаты в кулак, 2 и3 пальцы вытянуты .
2 Пространственный праксис – выполнение по зрительному образцу..
1
2
3
4
«Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх.
Рука перед грудью ладонью вниз.
Левая рука касается правого уха
Правая рука касается левого уха
3 Динамический праксис – смена трех положений.
1
Игра: « Кулак, ребро, ладонь»
4 Выполнение графических проб – рисование узора в течении 20 секунд.
1
2
- рисование по образцу;
- дорисовывание.
5 Слухо-моторные – оценка ритмов.
1
2
Определить, сколько раз стучит логопед – 1, 2, 3
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу – 1,2,3
6 Стереогноз – на ощупь узнать предмет
1
2
Ощупывание правой рукой.
Ощупывание левой рукой.
7 Статистическая координация
1
Стоять с закрытыми глазами, вытянуть руки вперед, приставив носок к пятке другой ноги.
- Воспроизведение ритмов по слуховому образцу:11-11-11; 111-111-111;
- Акцентированные ритмы: 11-111-11;
10 Речь
1
2
3
4
- назвать изображения на сюжетной картине;
- Повторить звуки: «у. б.л.н.д.т»; слоги: «ба-па, да-та» , слова: «точка, дочка, кораблекрушение; фраза: «В саду за высоким забором росли яблони»
- запоминание 5 слов в заданном порядке: «дом, кот, лес, ночь, звон»
- повторение короткого рассказа
11 Рисунок
1
2
3
- самостоятельно нарисовать: дом, человек;
- Срисовать правой, левой рукой;
-срисовать 5 фигур, образец убирается и ребенок выполняет по памяти
12 Чтение, письмо (подготовительная группа)
1
2
3
-назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы;
- скопировать 5 букв, затем воспроизвести их по памяти;
-написать слова: дом, окно – правой и левой рукой.
Приложение 3
Комплекс кинезиологических упражнений
КОМПЛЕКС № 1
1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6.«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
КОМПЛЕКС № 2
1. «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
4. «Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
5. « Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
6. «Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
7. «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам в группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
КОМПЛЕКС № 3
Дети строятся в одну шеренгу. 1. «Водолазы». Исходное положение: ноги врозь, руки опущены. Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно, 3—4 раза.
2.«Дерево». Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.
3.«Наши ушки слышат все».Дети делают самомассаж ушных раковин.
4.«Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить». Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.
5. «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.
6 . «Кошечка». Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.
7. «Волны шипят». Исходное положение: стоя на пятках, руки вниз. Вставая на носки, плавно поднять руки вперед-вверх (вдох); на выдох через рот со звуком «ш-ш-ш» плавно опустить руки, вернуться в исходное положение. Выполняется 3–4 раза.
8.«Горизонтальная восьмерка. (см. комплекс №1)
КОМПЛЕКС № 4
1. «Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
2. «Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
3. «Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
4. «Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
5. «Погладь, похлопай». Исходное положение: Встаньте друг против друга, правой рукой несильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове (Обратить внимание детей на то, что по голове сильно ударять нельзя). (Авторское).
6.«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
7. «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
КОМПЛЕКС № 5
Предварительно нарисуйте на карточке две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:
1. Стоя. Поднимите невысоко левую ногу, согнув её в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то - же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз, не отрывая взгляд от пересечении линий.
2.«Паровозик». Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно , делая 10-12маленьких кругов, согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение, также не отрывая взгляд от пересечении линий.
3.«Перекрёстное марширование». Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.
4.«Мельница». Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию тела. Время упражнения 1-2 минут, дыхание произвольное.
5. «Перекресток». Необходимо в течении 45 секунд смотреть в центр перекрёста,а затем перевести взгляд на светлый фон. Повторять упражнение 3 раза. Через неделю образ перекрёста вызывается произвольно. С появлением образа глаза закройте, а перекрёст мысленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга.
6. «Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
7. «Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
КОМПЛЕКС № 6
1. «Лепим колобков». Дети на дощечках раскатывают шарики из пластилина, затем берут их в пальцы и на весу, формируют колобков. Перекатывание пластилиновых шариков в ладони правой (левой) руки. Затем - между пальцами рук: сначала каждой рукой отдельно, потом одновременно обеими руками. (15-20 сек). (Авторское).
2. «Прыжки по команде ведущего».4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.
3. Игровое упражнение «Морской бой».После тренировок матросам предстоит попасть в «торпеду»; взрослый быстро прокатывает большие мячи вдоль стены, а дети катят свои мячи поперек, стараясь попасть в «торпеды». Кто самый меткий? Выполняется 3–4 раза.
4. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
5. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
6. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
7. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
8. «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.
КОМПЛЕКС № 7
1.«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
2.«Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
3.«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
4.«Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
5.«Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
6.«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
7. «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам в группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.
КОМПЛЕКС № 8
1. «Дерево».Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.
2.«Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
3. «Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
4. «Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
5. «Волшебная тесьма». (Детям раздается тесьма разного цвета в обе руки по 30 см. каждая). Начните сворачивать одновременно двумя руками обе тесьмы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. (Авторское).
6. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
7. «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу, пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.