Памятка для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Памятка для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Буклет разработан для родителей детей старшего дошкольного возраста. В нем подробно описаны критерии готовности к школьному обучению, предъявляемые к речи ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"»
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли, будет легко усваивать учебный материал.
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:
сформированность звукопроизношения;
готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
сформированность грамматического строя речи;
сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:
свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
умение составлять рассказ по сюжетной картине;
умение составлять рассказ-описание предмета.
Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры: Игра "Назови ласково". Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Игра «Скажи наоборот»: добро – зло, темно – светло, легкий – тяжелый, горячий – холодный, длинный – короткий…
Игра «Приготовим сок» :из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
Игра «Мы со звуком С играем, слово к слову подбираем»:ищем слова с заданным звуком дома, в магазине, по дороге домой и т.д.