Каждый родитель задаётся вопросом: "А правильно ли говорит мой ребёнок?"Данная памятка подскажет родителям на что нужно обратить внимание и предлагает игры и упражнения для активизации речевого развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей Как говорит ваш ребёнок»
Каждый родитель задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
-понимание речи;
-оценка речи по звучанию;
-фонематический слух;
-звуко-буквенный анализ и синтез слова;
-связная речь;
-лексико-грамматический строй речи;
- состояние голоса;
-темп речи.
Понимание речи включает в себя понимание инструкций, которые необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее частоупотребляемых пословиц.
Связная речьподразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке.
Оценка речи по звучанию предполагает определение внятности речи ребенка, правильности произносимых им звуков.
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак звука. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильномупроизношению(например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк", жук-"щук")
Звуко-буквенный синтез слов – умение по звукам составить слово.
Звуко-буквенный анализ – умение выделять звуки на фоне слова.
Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.
Темп речи. Говорит ли ребенок либо слишком медленно, либо слишком быстро.
Рекомендации родителям.
Делайте!
Не делайте!
Радуйтесь вашему сыну и дочке
Не перебивайте ребенка
Слушайте ребенка внимательно
Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен
Устанавливайте четкие и определенные требования к ребенку
Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя»
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними
Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
Будьте терпеливы
Не оскорбляйте ребенка
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное
Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы
Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств
Положительно влияют на развитие речи ребенка:
-правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;
-корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;
-речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры.ДжанниРодари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. Это игры, которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы дляразвития чёткой артикуляции и дикции.Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
4.«Общие слова».
1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…
5.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
6.«Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблоки т.д.
7.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Прилагательные:широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9.«Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать слово ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10.«Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11.«Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
12.«Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.