Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей «Формирование первичных речевых навыков»»
Памятка для родителей «Формирование первичных речевых навыков»
Составитель: учитель – логопед Бельтюкова А.С.
Работа над вызыванием речи у детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени сложный и длительный процесс, который усложняется с возрастом ребенка (в идеале обучение нужно начинать практически с рождения), нарушенным функционированием зон головного мозга, сопутствующими дефектами (нарушения зрения или слуха, двигательной активности, эмоционально – волевой сферы и пр.), отсутствием должной мотивации у ребенка и часто у родителя. Ребенок привык что все делают за него: что мама понимает его и без слов, родители и ближайшие родственники смирились с положением дел, приспособились к поведению ребенка. А между тем, часто это поведение оказывается социально неприемлемым: ребенок кричит, если что – то не так, проявляет агрессию или самоагрессию, начинает себя неадекватно вести, и часто причина кроется в том, что он просто не способен выразить свои желания или нежелания, объяснить что его беспокоит социально приемлемым способом: речью, звуком, жестом, и пр.
Ребенок растет, его окружение расширяется, он входит в социум с новыми людьми, сверстниками, у которых нет навыка многолетнего взаимодействия с данным ребенком, его повадками и привычками, к которым привыкли его родные. Ребенок рискует остаться не социализированным, а социализация ребенка с ОВЗ –одна из главнейших задач всей дефектологии в целом. Ребенку с отсутствием речи необходимо получить те способы взаимодействия с внешним миром, которые помогут его успешной адаптации к обществу, а в дальнейшем - его самостоятельной, по мере возможности, жизни. Именно поэтому важно делать акцент не на академический компонент обучения, который тоже безусловно важен, но первично – на формирование навыков коммуникации и дальнейшей социализации.
Вызывание речи опирается на формирование побуждения к этой речи, импульса в головном мозге, который отправит сигнал на органы артикуляции. У ребенка должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении. В таком случае, если нет препятствующих органических поражений речевых зон в головном мозге, рано или поздно ребенок начнет повторять или пытаться повторять звуки. В обратном случае, если речевые зоны повреждены, и собственное произнесение невозможно, следует не теряя времени заниматься с ребенком формированием умения использовать альтернативную коммуникацию.
С чего мы начинаем:
Включение в деятельность ребенка: чтобы ребенок был замотивирован взрослому следует включатся в поле его интересов, то есть присоединятся к той деятельности, которой любит заниматься ребенок, пусть даже эта деятельность на первый взгляд кажется бесполезной. Именно из такой совместной, эмоционально положительно окрашенной деятельности, идут истоки продуктивного взаимодействия, когда ребенок готов и замотивирован к коммуникации. Именно отсюда выстраиваются доверительные отношения на занятиях специалистов. Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам. Ребенок должен чувствовать себя полноправным участником процесса.
Отработка навыка общего подражания. Ребенок начнет повторять звуки за взрослым только тогда, когда поймет, и привыкнет к тому что повторять можно и нужно, это весело и интересно. Формирование активной артикуляции (без помощи взрослого) тоже станет возможно только после усвоения этого этапа.
Игры имитации: Взрослый показывает ребенку изображение, видеозапись, игрушку какого – либо животного, и показывая на своем примере имитирует звуки, повадки, движения этого животного. Начинать следует с хорошо знакомого ребенком материала, с тех животных, которые он знает и любит. Также имитировать жестами можно любые повседневные действия: хлопки, прыжки, топанье, показать, как мы кушаем (жест + звукоподражание «ням -ням»), как мы спим (ладони вместе, под щекой+ «бай -бай») и пр.
Песенки с движениями: в большом количестве можно найти в интернете. Начинать следует с простых движений, которые ребенок сможет повторить. Музыка благоприятно сказывается на формировании речи, она задает понимание ритма (так как наша речь ритмична), пауз, эмоционально стимулирует ребенка.
Игры на вызывание речи: опять же, двигаться начинаем от поля интересов ребенка. Например:
-озвучиваем его любимую игрушку и обыгрываем с ней различные ситуации;
-играем с ним в «Прятки» («ку-ку»), бросаем шарики из бумаги в мусорную корзину и говорим «опа -опа», когда бумага туда попадает;
-если ребенок любит воду – вам в помощь игры с водой (звукоподражания «плюх - плюх», «кап -кап», «буль –буль»);
-если любит песок – игры с песком;
- любит машины – все наши игры будут вокруг машин («вж-вж», «би-би» и пр.);
-любит куклы – укладываем спать («а-а-а-»), кормим («ам-ам»), «плачем» за куклу и т.д.
-любит динозавров…ну вы поняли.
Если начали получатся звуки вы можете переходить к использованию сочетания простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. Например, если ребенок небольшой, можно помочь ему подпрыгивать, поддерживая его за руки или за подмышки, и одновременно произносить вместе с ним слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Так же играть можно, посадив ребенка на колени, либо если он крупный, можно сесть напротив друг друга и отхлопывать слоги его руками, либо стучать по коленкам при произнесении слогов и т.д.
Здесь главное ваша эмоциональность, искреннее желание и взаимное удовольствие от происходящего. Эмоции должны быть яркими, здесь невозможно переиграть. Не бойтесь, что ваши игры останутся только в этом самом «поле интересов ребенка», постепенно вы будете их усложнять, добавлять новые действия, добавлять новых героев, обыгрывать новые ситуации.
Обязательно обратите на это внимание!
Мы подстраиваемся под интересы детей и идем от их интересов! Так как для успешного взаимодействия собеседники должны быть настроены на одну волну, взрослому, в силу своей осознанности, жизненного опыта и мудрости, легче подключится к ребенку, чем ребенку ко взрослому;
Ребенок должен чувствовать себя успешным и понятым, иначе он просто не станет заниматься. Для этого коммуникация должна проходить на его уровне. Взрослый не тянет ребенка за собой волоком, давая ему задания не по уровню развития, и имитируя деятельность за ребенка. Взрослый опускается на уровень ребенка и потихоньку ведет его за собой дальше (Л.С. Выготский «Зона ближайшего развития», лестница коммуникации Макдоналда);
Мы подгоняем систему под ребенка, а не ребенка под систему! Все мы слишком индивидуальны, что уж говорить о детях с какими - либо нарушениями в развитии. Даже если вы найдете подходящую вам методику, все равно, скорее всего, ее придется садаптировать в соответствии с возможностями и интересами ребенка. Не бойтесь экспериментов!
Цели, которые мы ставим перед собой должны быть небольшими, четкими и достижимыми. Такими, чтобы ребенок был в силах их взять и быть успешным;
На первых порах задания максимально простые, и активно поощряются, особенно если ребенка кажется невозможным замотивировать на занятие (тем, что любит ребенок: объятия, вкусности, игры, мультфильмы и пр.). Далее происходит постепенное усложнение, постепенно убирается помощь взрослого, постепенно поощрения становятся социальными (похвала);
Если вы видите, что то, что вы делаете не вызывает у ребенка положительного отклика, или еще хуже – вызывает отрицательный отклик – не бойтесь сделать шаг назад. Не упорствуйте, если что – то пошло не так. Вернитесь назад, продолжайте свои прежние занятия, а через какое – то время попробуете снова, но уже обращая внимание на реакцию ребенка. Если это не идет даже после перерыва – лучше отменить и пойти другим путем;
Произносимая взрослым речь адаптирована для ребенка (краткая, знакомая, эмоциональная, громкая, четкая, замедленная), максимально сопровождается наглядностью в виде жестов, мимики, картинок, реальных объектов. Это значительно облегчает понимание ребенком речи и инструкций в частности, способствует более лучшему запоминанию, соотнесению слова и объекта. На каждом занятии используются одни и те же простые слова и обороты. Ребенок должен видеть ваше лицо, как двигаются ваши органы артикуляции: можно привлекать внимание ребенка указывая на свой рот в момент произнесения звука;
Инициатива ребенка к общению всегда максимально поощряется! Бросаем все дела, если ребенок пытается вступить с вами в контакт, отвечаем доброжелательно. Отвечаем сразу. Отвечаем кратко и по делу;
Каждый ребенок должен быть понят уже сейчас, иначе он просто утрачивает интерес к взаимодействию со взрослым. Поэтому необходимо вводить посильную альтернативную коммуникацию, которая будет помогать ребенку общаться не только с близким человеком, который его понимает с «полуслова», а еще и с остальным социальным окружением. Что это будет: предметы, картинки, жесты, электронные устройства – решается исходя от возможностей семьи и ребенка, совместно со специалистом;
Не требуйте от ребенка правильного произношения, вы можете отбить у него желание заниматься. Даже если вы услышите от него что – то отдаленно напоминающее тот звук, с которым вы работаете – обязательно хвалите его. Правильное произношение, если к тому есть предпосылки, сформируется постепенно, по мере занятий, с развитием фонематического слуха, позже – с занятиями по звукопостановке. Если ваш ребенок только начинает говорить –пока это не входит в вашу задачу;
Это банально, но занятия должны доставлять удовольствие как ребенку, так и взрослому. Если на данный момент вы устали, раздражены, или заняты чем-то другим, то следует отложить занятие до лучшего момента. Негативные эмоции еще никому не помогали, а отбить у ребенка желание могут за одно мгновение. Не забываем следить за реакцией ребенка и избегать переутомления;
Не зацикливаемся на недостатках, отмечаем только достижения, даже незначительные! Используем метод «зеленого карандаша»: отмечаем любые успехи, игнорируем и стойко переносим в себе неудачи, дабы не отбить у ребенка интерес;
Держим в голове мысль что главное –воспитание в ребенке максимальной, по его возможностям, самостоятельности, ведь родители не всегда будут рядом. Для кого-то это будет привитием навыков самообслуживания, а для кого- то умение самостоятельно подать сигнал о помощи;
Максимально подключаем все анализаторы: смотрим, щупаем, нюхаем, слушаем, чувствуем и переживаем эмоции. Ребенку необходимо чтобы все, чему мы пытаемся его научить было наглядно, ярко, переплеталось с тем, что его окружает;
Проявляйте фантазию, экспериментируйте, открыто и ярко выражайте эмоции, помните, что вы, как никто другой, чувствуете своего ребенка и именно вы сможете найти тот путь, который поможет ему;
Будьте терпеливы и соблюдайте регулярность. Ребенок привык (и его окружение тоже) за свои 7 …10… или более лет что все так, как оно есть. Только регулярные занятия смогут привести к результату. Как долго этого результата ждать – зависит от конкретного случая. С кем – то могут понадобится дни, а с кем –то месяцы. Настраивайтесь на позитивный лад, всегда, даже в самом тяжелом случае можно сделать лучше, чем есть сейчас.