Просмотр содержимого документа
«"пальчики сильнее - головушка умнее"»
«ПАЛЬЧИКИ СИЛЬНЕЕ – ГОЛОВУШКА УМНЕЕ»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка».
В.А. Сухомлинский.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.
Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод, что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д., заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников.
Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями.
Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.
К сожалению, все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила подробно заняться изучением этой системы через самообразование.
Целью моей работы стало формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
– совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь детей; – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; – развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук; – повысить компетентность родителей.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении и в первую очередь создала картотеку пальчиковых игр. В неё вошли следующие игры:
– игры с пальчиками («Сорока – белобока», «Идет коза рогатая» и др.) – пальчиковая гимнастика (« Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнем» и др.) – пальчиковые потешки («Пошёл котик на торжок» и др.) – пальчиковые сказки («Репка», «Теремок», « Колобок» и др.) – пальчиковый и теневой театры.
При организации занятий пальчиковой гимнастикой определенными условиями являются: – создание развивающей среды; – подбор специальных методов; – подбор наиболее эффективных приемов.
В группе проводится кружок « Веселые пальчики», где дети с интересом выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды шнуровок, нитками (игры Воскобовича). Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.
Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений, в которых сочетается речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
В своей работе использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают. Тренируя пальчики, малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.
Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» – детскими пальчиками.
Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры).
Применяем следующие виды работы:
– индивидуальные беседы; – консультации для родителей, памятки, анкетирование; – папка-передвижка « Веселые пальчики», которая постоянно обновляется; – фотовыставка.
Проводятся родительские собрания, на которых показываю видеоролики, фрагменты занятий, презентации « Как проводить пальчиковую гимнастику дома».
На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей, именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми.
Литература
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.
Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. – М.: « Сова», 2006.
Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО « Издательство Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002. – 46 с.