kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"пальчики сильнее - головушка умнее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"пальчики сильнее - головушка умнее"»

«ПАЛЬЧИКИ СИЛЬНЕЕ – ГОЛОВУШКА УМНЕЕ»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка».

В.А. Сухомлинский.


На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи – до 7 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

В последние годы отмечается, что уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые стали меньше говорить с детьми, меньше читать им художественную литературу: сказки, стихи, потешки и т.д. Исходя из наблюдений в детском саду, я сделала вывод, что дети и сами стали меньше говорить, потому, что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио-, видеосистемы, компьютерные игры и т.д., заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников.

Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б. Эльконин, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями.

Именно поэтому в раннем возрасте и происходит интенсивное развитие речи. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях жизни на раннем этапе.

К сожалению, все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Учитывая важность развития мелкой моторики, я решила подробно заняться изучением этой системы через самообразование.

Целью моей работы стало формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

– совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь детей;
– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
– повысить компетентность родителей.

На начало года выстроила систему работы в данном направлении и в первую очередь создала картотеку пальчиковых игр. В неё вошли следующие игры:

– игры с пальчиками («Сорока – белобока», «Идет коза рогатая» и др.)
– пальчиковая гимнастика (« Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнем» и др.)
– пальчиковые потешки («Пошёл котик на торжок» и др.)
– пальчиковые сказки («Репка», «Теремок», « Колобок» и др.)
– пальчиковый и теневой театры.

При организации занятий пальчиковой гимнастикой определенными условиями являются:
– создание развивающей среды;
– подбор специальных методов;
– подбор наиболее эффективных приемов.

В группе проводится кружок « Веселые пальчики», где дети с интересом выполняют различные игры с крупой, на песке, тестопластика, лепка из глины, пластилина, нетрадиционное рисование пальчиками, различные виды шнуровок, нитками (игры Воскобовича). Вся работа сопровождается стихотворным текстом. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и устанавливать ритм речи.

Существует масса народных игр-потешек, пальчиковых игр, упражнений, в которых сочетается речь и движение рук. Разучивание текста с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

В своей работе использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому они вызывают у детей большой интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятие простейшими приёмами массажа: поглаживание, растирание, сжимание и разжимание кулачков, лёгкое потряхивание кистями. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковые игры не только влияют на речевое развитие, но и мгновенно переключают малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают. Тренируя пальчики, малыши получают первые навыки межличностного общения друг с другом, ощущают радость взаимопонимания вербального и невербального общения.

Немаловажное значение в развитии мелкой моторики и развитию речи играют сказки. Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, пальчиковый театр и т.д. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» – детскими пальчиками.

Достичь хороших результатов в работе помогло использование разнообразных форм с родителями: (ведь это не маловажно, чтобы и дома родители продолжали играть с детьми в пальчиковые игры).

Применяем следующие виды работы:

– индивидуальные беседы;
– консультации для родителей, памятки, анкетирование;
– папка-передвижка « Веселые пальчики», которая постоянно обновляется;
– фотовыставка.

Проводятся родительские собрания, на которых показываю видеоролики, фрагменты занятий, презентации « Как проводить пальчиковую гимнастику дома».

На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей, именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми.


Литература

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.

  2. Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. – М.: « Сова», 2006.

  3. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО « Издательство Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2002. – 46 с.

  4. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.

  5. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. Играем пальчиками – развиваем речь. – М., 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"пальчики сильнее - головушка умнее"

Автор: Орадченко Наталья Юрьевна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Развлечение "Здравствуй, Осень!" для второй младшей группы"
    ["seo_title"] => string(62) "razvliechieniie_zdravstvui_osien_dlia_vtoroi_mladshiei_ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "346399"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475053584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства