Открытое занятие логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа «Лесной голосок»
Открытое занятие логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа «Лесной голосок»
Открытое занятие логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
Цель:
Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».
• Изучение лексической темы «Птицы».
• Наблюдения в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа «Лесной голосок»»
Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
Цель:
Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».
• Изучение лексической темы «Птицы».
• Наблюдения в природе.
Лексический материал:
Части речи
Слова, сложные по семантике
Слова, сложные по слоговой структуре
Существительные
пестринки
пестринки, ястребенок
Прилагательные
головастая
толстенькая, головастая
Ход занятия
/. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске.
2.Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления.
Педагог: Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?
3.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
- Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей.
Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу.
В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.
— Что я прочитала? (Рассказ.)
— Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)
4.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
— Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.)
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? (Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел.( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? (Кукушка похожа на ястребенка^)
5.Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.
-^- Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.
Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
6.Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.
— У утки — утенок, а у кукушки — ... (кукушонок), у совы — ..., у ястреба — ..., у воробья — ..., у гуся — ... и т.д.
7.Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.
— Давайте поговорим на языке птиц.
Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами.
— Кукушка, подай голосок. (Ку-ку, ку-ку.) Петушок, как ты поешь? (Ку-ка-ре-ку.) И так далее.
— Что ты делал? (Куковал.) А ты? (Кукарекал.) И так далее (кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)
8.Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
9.Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических
схем. Развитие связной речи.
Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
10.Итог. Оценка деятельности детей.
- Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?
Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
Закрепление изученного материала вне занятия:
• Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
• Повторить рассказ с опорой на графический план.
• Поиграть в игры «Кто как голос подает?», «Назови птенца».
• Предложить нарисовать кукушку и устроить выставку рисунков.
.
В ходе проведения данной работы были выявлены возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
В НОД использовано произведение К. Г. Скребицкого, в котором, кроме художественной ценности учтен объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Текст специально адаптирован для данной категории детей.
Новизна данной работы состоит в том, что педагог развивает умение пересказу детей с недоразвитием речи с применением методов наглядного моделирования, с использованием мнемотаблиц, что мотивирует детей речевой активности. Этот педагогический опыт можно назвать поисково-изобретательным, так как предпринята попытка через творчество писателей, с использованием различных схем развивать связную речь детей дошкольного возраста.
Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы я использовала не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
I - "Хороший (4) - Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.
II - "Удовлетворительный"(3) - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
III- «Недостаточный»(2)-Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, отдельные смысловые несоответствия
IV –– " низкий" (1 )-Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
V – задание не выполнено.
В результате обследования умения детей пересказывать текст получен следующий результат:
Ожидаемые результаты освоения детьми основной образовательной программы
Интегративное качество
Коммуникативные умения и навыки
1. Физически развитый, овладевший, основными КГН
Способен понимать и выполнять задание (упражнение) по словесной инструкции.
Имеет элементарные представления о ЗОЖ, о зависимости здоровья от правильного питания, поведения.
2.Любознательный, активный
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Проявляет любознательность.
Задает взрослому вопросы, обращается за помощью.
Принимает живое, заинтересованное участие в разных видах деятельности.
3.Эмоционально отзывчивый
Сопереживает персонажам сказок, рассказов.
Выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.
Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.
Проявляет чуткость к художественному слову.
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками и сверстниками.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.
Использует все части речи, использует синонимы и антонимы.
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения во время НОД, игр, на улице.
Может сам оценивать свои поступки и поступки сверстников.
6.Способный решать интеллектуальные т личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач
Способен использовать простые схемы для составления рассказов, конструирования, решения задач.
Может самостоятельно придумать часть рассказа, небольшую сказку на заданную тему
7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.
Имеет представления о себе, о принадлежности людей к определенному полу, родственных отношениях и взаимосвязях, окружающем мире, природе.
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Способен принять задачу взрослого.
Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять егоинструкции.
Как показывает опыт работы, изложенный подход к построению НОД даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития детей.