Просмотр содержимого документа
«Особливості роботи з дітьми зі складними діагнозами»
В наше время в группах для детей с ОНР все чаще встречаются дети с двойными диагнозами:
ОНР + нарушение зрения;
ОНР + ЗПР;
ОНР + нарушение поведения…
Я остановлюсь на особенностях работы с детьми, имеющими диагноз ОНР + ЗПР
«Задержка развития» - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых)
ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития,
- сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.
Каковы же общие особенности детей с ОНР + ЗПР
Снижение работоспособности;
низкий уровень познавательной активности;
замедленный темп переработки информации;
неустойчивость внимания,
нарушения скорости переключения внимания,
ограничение объема памяти;
наглядно-действенное мышление;
нарушения речевых функций;
незрелость эмоциональной сферы и мотивации,
несформированность произвольного поведения
В речевом плане у таких детей присутствует:
- Плохая дикция.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Речь односложная, состоящая из простых предложений
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Затруднения в построении монолога
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры общения:
неумение использовать интонации,
регулировать силу голоса и темп речи;
Проведя диагностическое обследование таких детей, выявив имеющиеся недостатки в речевом и психологическом плане, мы
Составляем план работы с такими детьми, намечаем задачи, которые нам необходимо решить, а именно:
1.Развитие гностических процессов;
2.укрепление социальной позиции личности ребенка в коллективе сверстников и в семье;
3. формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей .
4.диагностика и коррекция стиля семейного воспитания,
5.работа по формирование речевой компетенции, которая включает::
Фонетическую компетенцию:
лексико – грамматическую компетенцию;
диамонологическую компетенцию;
коммуникативную компетенцию
Помимо всего выше перечисленного, намечаем пути и способы решения проблемы, подбираем и опробируем методики и технологии коррекционной работы с детьми.
Вся работа проводится в игровой форме с использованием :
эйдетики;
мнемотехники;
технологии Н.В.Гавриш;
технологии Берштейн
методики Бушляковой и т.д.
Немного остановлюсь на некоторых из них.
Эйдос" означает „образ".
Эйдетика — способность запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Весь материал ( буквы, цифры) необходимо давать детям в своеобразных образах. Это способствует быстрому усвоению материала.
Одной из лучших инновационных технологий является мнемотехника, она развивает:
Ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение;
связную речь
способствует уточнению звукопроизношения.
Мнемотехнику можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях для автоматизации звуков – МНЕМОДОРОЖКИ, МНЕМОКВАПДРАТЫ, на подгрупповых и фронтальных занятиях по развития связной речи, при заучивании стихотворений - МНЕМОТАБЛИЦЫ