«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »
«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »»
«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ
в условиях внедрения ФГОС »
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться
Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?
Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования.
- зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)
- зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)
-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)
-зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);
- зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)
- зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- зона отдыха (уголок уединение, общения и пр.)
А теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды для детей с нарушениями речи на примере двух центров:
Центр моторного и конструктивного развития
Центр речевого развития «Будем говорить правильно» (содержание вы видите на экране)
Если говорить о создании определённых условий для детей с нарушениями зрения, то при построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение офтальмогигиенических требований
Достаточная освещенность.
Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности
Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве
Обеспечивая ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы. На лестничных проемах, начало и конец перил, обозначают цветными кубиками. Угол косяка дверного проема обозначается на уровне глаз ребенка полоской контрастного цвета длиной 40-50 см, на дверную ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке, кровать, в ячейку для полотенца наклеивают ориентиры из одинаковых объемных картинок. Взрослые обязательно сразу проговаривают ребенку, какие ориентиры есть в группе и по дороге из группы в другие помещения детского сада. В центре музыкального и физкультурного зала на ковре фиксируют яркие цветные ориентиры, которые помогают детям найти место при перестроении.
- демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см; предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;
- наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;
-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.
- особое внимание обратить на логическую последовательность заданий: это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;
(младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;
- материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):
Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка, в котором будут заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями
Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития
- Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)
- Схемы и алгоритмы действий
- Модели последовательности рассказывания, описания
- Модели сказок
Правильно реализуемая развивающая среда способствует развитию у детей когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта
- Предметы для развития перцептивных действий
- Предметы для развития сенсорной сферы
- Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины
- Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии: ( вы их видите на экране)
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.