kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »»

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ

в условиях внедрения ФГОС »

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться

Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. 

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности:  витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?

Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования.

  - зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)

 - зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)

-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)

 -зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);

 - зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)

 - зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 - зона отдыха (уголок уединение, общения  и пр.)

А теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды  для детей с нарушениями речи на примере двух центров:

  • Центр моторного и конструктивного развития

  • Центр речевого развития «Будем говорить правильно» (содержание вы видите на экране)

Если говорить о создании определённых условий для детей с нарушениями  зрения, то при построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение офтальмогигиенических требований

  • Достаточная освещенность.

  • Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности

 Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве

Обеспечивая  ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют  разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы. На лестничных проемах,  начало  и  конец перил, обозначают  цветными кубиками. Угол косяка дверного проема  обозначается  на уровне  глаз  ребенка полоской  контрастного  цвета  длиной 40-50 см,  на дверную  ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке,  кровать,  в ячейку для полотенца  наклеивают  ориентиры  из одинаковых  объемных  картинок. Взрослые  обязательно  сразу  проговаривают  ребенку,  какие  ориентиры  есть в группе и  по дороге из группы  в другие помещения  детского сада. В центре музыкального и  физкультурного зала на ковре фиксируют  яркие цветные ориентиры, которые  помогают  детям  найти место  при  перестроении.

- демонстрационный  материал  по  размеру должен  быть  не менее 20см,  материал  раздаточный от 3 до 5см;  предметные  и сюжетные  картинки  необходимо  окантовывать;

- наличие подставок, что позволяет  рассматривать объект  в вертикальном  положении;

-посадка  ребёнка  на занятии осуществляется  с  учетом рекомендации  врача-офтальмолога.

- особое  внимание  обратить на логическую  последовательность заданий: это могут быть дидактические игры  по изучаемым темам,  кроссворды,  ребусы,  логические  цепочки,  алгоритмы;

- преобладание пособий  красного, оранжевого,  зеленого  цветов

(младшая, средняя группа), постепенное  ознакомление с другими цветами  в старших группах;

- материал  для  заданий  должен  быть правильно  подобран  по размеру  (помидор не должен  быть  больше капусты,  машина больше дома):

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка,  в котором  будут заводные,  звучащие,  сделанные  из  разного  материала  игрушки, дощечки  с  разными  тактильными  поверхностями

  • Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития

- Различные варианты материалов по одной  теме (живые  объекты, объемные  предметы, плоскостные  предметы,  иллюстрации)

- Схемы  и алгоритмы  действий

- Модели  последовательности  рассказывания, описания

- Модели сказок

Правильно  реализуемая  развивающая  среда  способствует развитию у детей  когнитивных процессов  (памяти, внимания, мышления).

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

- Предметы  для  развития  перцептивных  действий

- Предметы  для  развития  сенсорной  сферы

- Реальные предметы  для  рассматривания  и  обследования различной  формы,  цвета,  величины

- Подборки  простого  иллюстративного  материала  по ознакомлению  с  природой,  окружающим,  действиями людей

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

- Схемы составления описательных рассказов, предложений

- Схемы последовательности действий

Если  в детский сад  поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

- Свободное малоизрезанное пространство

- Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

- Разнообразные шнуровки по темам

- Рамки Монтессори

- Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

- Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для  оценки  эффективности и качества  развивающей  среды  могут быть использованы  специальные  критерии: ( вы их видите на экране)

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС »

Автор: Останкова Елена Ивановна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства