Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями независимо от тяжести и характера нарушения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.»
Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Право на образование гарантировано государством каждому ребенку с рождения. Ребенок, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должен обеспечиваться специальным образованием и заботой, необходимых ввиду его особого состояния.
Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями независимо от тяжести и характера нарушения.
Сегодня в нашем МКДОУ ведется работа, направленная на рост правосознания родителей, имеющих детей с ОВЗ. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребенка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Как правило, большинство детей с ОВЗ имеют стойкие речевые нарушения. Поэтому в индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание.
Непрерывная связь с родителями осуществляется мною с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах. Групповые родительские собранияпроводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс занятий с детьми. Я разъясняю родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по моим заданиям. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
В конце учебного года по итогам коррекционно-развивающего обучения родителям даются рекомендации по закреплению полученных навыков в летний период.
Консультации, семинарыя строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, т. е. организуется выставкапособий.
Следующая форма работы, которую я успешно использую – индивидуальные открытые занятия. Вначале я проводила эти занятия сама, а родители смотрели, записывали игры, упражнения, видели пробелы в знаниях своих детей. Учились методам и приемам работы. «Вооружившись» знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они пробуют эти знания применить на практике. Основное внимание родителей обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.
Библиотека игр и упражненийявляется стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Индивидуальные практикумыпо обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).
Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для меня «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребенком.
Взаимодействие детского сада и семьи, имеющей ребенка с ОВЗ - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. И этому надо учиться.