"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"»
«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект.
В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:
• совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;
• нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;
• в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;
• отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.
Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:
1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
2. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.
4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
5. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.
Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.
Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в ДОУ:
– беседы,
– консультации,
– семинары
- практикумы,
– открытые просмотры,
– мастер-классы.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:
1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.
2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.
3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
В функции логопеда входит:
– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
– работа над коррекцией звукопроизношения;
– работа над коррекцией слоговой структуры слова;
– формирование послогового чтения;
– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;
– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;
– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;
– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.
К функциям воспитателя относят:
– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;
– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;
– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;
– закрепление навыков чтения и письма;
– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);
– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Необходимые игры и упражнения:
• дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами;
• упражнения для развития артикуляционного аппарата;
• упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
• упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;
• работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
• лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.
Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:
• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;
• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;
• применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);
– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.
Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий,оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.
Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.
Список литературы:
1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144 с.
2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.
3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32