Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении: сигматизмы свистящих, шипящих, горловой или одноударный [Р] и т. д. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции. В практике чаще всего именно моторные нарушения (искажения) имеют у ребенка максимальный стаж дефектного произношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка»
Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
Ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь. Даже дикторы телевидения, к сожалению, имеют массу дефектов в произношении: сигматизмы свистящих, шипящих, горловой или одноударный [Р] и т. д. Процент речевых нарушений, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. С чем связано столь повальное нарушение звукопроизношения? Вероятно, с тем, что многие взрослые недостаточно внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особенно искажения, которые наиболее трудны в коррекции. В практике чаще всего именно моторные нарушения (искажения) имеют у ребенка максимальный стаж дефектного произношения.
Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекты произношения: межзубный и носовой сигматизмы. Эти искажения возможны как при дислалии, так и при дизартрии. Уточним этиологию названных выше сигматизмов, потому что только понимание причин позволяет нам осмысленно квалифицировать дефект и определить наиболее оптимальную адекватную кор-рекционную методику.
Межзубный сигматизм возникает при парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов. В результате наблюдается парез круговой мышцы рта, рот в покое приоткрыт.
Нижняя челюсть отвисает из-за слабости мышц. Причиной является парез тройничного нерва, так как V пара черепно-мозговых нервов обеспечивает иннервацию жевательной мускулатуры и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии. Из-за пареза подъязычного, XII пары черепно-мозговых нервов движения кончика языка недифференцированы, смазаны, язык выходит за пределы рта.
Коррекционную работу лучше строить, опираясь на неврологические основы дефекта, с этой целью упражнения подбираются прицельно. Так, например, для укрепления круговой мышцы рта хороши такие упражнения, как улыбка -o рупор, хоботок, рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатым между губами, удержание носового платочка губами, сбор гу- бами ягод и т. д. Если понадобится, то вводятся элементы массажа: разминание губ, их пощипывание, похлопывание, вибрация. Эффективен и точечный массаж по методике К. А. Семеновой.
Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме предлагаются различные упражнения на открывание и закрывание рта. Хорошо зарекомендовали себя упражнения на имитацию жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед и т. д. Мышцы нижней челюсти и круговую мышцу рта необходимо укрепить настолько, чтобы рот в покое находился в закрытом положении. Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое его покусывание, такие упражнения, как "качели", "почистим нижние зубки", "кошка сердится" (это упражнение в зависимости от сезона сюжета "Сказки о Веселом Язычке" можно обозначить как "горка", "катушка").
Отработка вышеназванных упражнений подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад: губы в улыбке, зубы - заборчиком, кончик языка опущен за нижние резцы к альвеолам, посередине язычка образуется канавка, по которой холодная, целенаправленная воздушная струя устремляется вниз и выходит через рот. После предшествующей работы постановка звуков не вызовает особых трудностей.
При автоматизации свистящих в слогах вначале автоматизируют те слоги, которые предполагают наименьшие энергетические затраты при переходе от одной артикулемы к другой. Это особенно важно в работе с детьми, имеющими дизартрическую симптоматику. Поэтому вначале отрабатываем слоги и слова на -са, затем -сы и только после этого переходим к лабилизованным гласным (-со, -су). При межзубном сигматизме свистящие легче автоматизируются и быстрее вводятся в речь в обратных слогах, затем в словах типа: нас, нос, ус или же при стечении согласных: стук, скот, свод, зной, звук, знамя, змей, знакомый, знатный и др.
При межзубном сигматизме шипящих, помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, необходима серия упражнений для языка. Так, при правильном произношении шипящих язык должен находиться за верхними зубами чашечкой, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Для выработки широко распластанного языка эффективно его пошлепывание губами ("блинчики со сметаной"). Для укрепления мышц боковых краев языка предлагаем "печь пирожки с повидлом", "блинчики с вареньем". Упражнения идентичны, но пирожки пекут с механической помощью (двумя пальцами). Широко распластанный язык лежит на нижней губе, с помощью большого и указательного пальца соединяем боковые края в пирожок. Блинчики с вареньем "жарим" без помощи пальцев. Укрепив боковые края языка, отрабатываем верхний подъем, используя для этого такие упражнения, как "крылатые качели", "маляр", "чашечка", "оближи варенье", "саночки", "железная дорога".
Предшествующая работа помогает выработать необходимый для шипящих фонем артикуляционный уклад языка. Вытянув губы рупором и направив воздушную струю через рот, получаем шипящие. Способ постановки шипящих будет зависеть от резервных возможностей каждого ребенка в отдельности.
Личностно-ориентированный подход при коррекции нарушений речи - главное условие в работе. Если у ребенка сохранен звук [т], то лучше всего этот звук сделать базовым. Переведя губы в рупор, произносим [т] с придыханием, получаем звук [ш]. Остальные шипящие ставим по традиционной методике, но при автоматизации, учитывая принцип наименьших энергетических затрат и компенсаторных возможностей ребенка, в первую очередь сливаем шипящие с лабиализованными гласными: -tut/, -шо, затем др. Автоматизировав звук в слогах, словах, приступаем к его дифференциации на слух в произношении. Завершаем автоматизацию введением звука в самостоятельную речь/
Интересна методика коррекции носового сигматизма. Его неврологической основой является парез языкоглоточного, IX пары черепно-мозговых нервов. В результате пареза затруднено образование качественного небноглоточного затвора, из-за чего наблюдается утечка воздуха через нос. Голос приобретает назальный оттенок. Для устранения этого дефекта необходимо подобрать упражнения, активизирующие мягкое нёбо, укрепляющие мышцы задней стенки глотки, способствующие наращиванию валика Пассаванта. Наиболее эффективны такие упражнения, как сухое заглатывание, глотание пищи маленькими дозами, позевывание, покашливание, пение мелодий знакомых песен на гласные [а-а-а]. Великолепным массажером для мягкого неба являются всевозможные полоскания жидкостью: киселем,соком с мякотью.
Таким образом, при носовом сигматизме комплекс упражнений в первую очередь должен быть направлен на формирование качественного небноглоточного затвора. В остальном необходимо учитовать знания коррекции звукопроизношения при ринолалии: последовательность постановки звуков будет зависеть не только от компенсаторных возможностей ребенка, но и от степени активизации мягкого неба. Учитывая это, в первую очередь при носовом сигматизме лучше автоматизировать звуки в обратных слогах и с мягкими фонемами. Эти нюансы делают нашу работу более эффективной, результативной и сокращают сроки.