Особенности лексико-грамматического строя речи детей с задержкой психического развития
Особенности лексико-грамматического строя речи детей с задержкой психического развития
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]
Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности лексико-грамматического строя речи детей с задержкой психического развития »
Особенности лексико-грамматического строя речи детей с задержкой психического развития
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту). [Словарь коррекционной педагогики и психологии. Ярославль, 1998 г.]
Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта.
У детей с задержкой психического развития отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
По данным И.А. Симоновой специфической особенностью речи детей с задержкой психического развития является обеднённость лексико-семантической стороны, что выражается как в ограниченности словарного запаса, так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении. Многие слова не имеют чётко дифференцированных значений. Часто из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. В обиходной речи мало прилагательных, наречий, конкретные прилагательные подменяются более общими. В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень развития всех сторон речи и, особенно, ограниченность её лексического запаса создают дополнительные трудности при обучении детей с задержкой психического развития.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.
Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических синонимических средств языка; грамматического строя речи, проявляющееся в значительном недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения; обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.
Дидактические игры и задания для развития лексического строя речи.
Развитие атрибутивного словаря
У детей с ЗПР несформированность прежде всего атрибутивного словаря, и особо относительных и качественных прилагательных. Расширение объёма словаря проводится параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен ответить на вопрос о предмете: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла – стеклянный Шарф из шерсти – шерстяной.
Варенье из вишни – вишнёвое Ложка из дерева – деревянная.
Сумка из кожи – кожаная Ведро из железа – железное.
Мяч из резины – резиновый Ваза из хрусталя – хрустальная и др.
Также у детей с ЗПР недостаточная сформированность номинативного словаря. Хуже всего дети знают названия животных (диких, домашних), одежды, мебели и другие лексические темы.
Примерные игры для развития номинативного словаря:
1. Игра «Угадай».
Цель: развитие мышления, актуализация номинативного словаря из группы животных.
а). Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.
Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт (олень).
б). Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом (лиса).
в). Он большой, серый и злой (волк).
2. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
3. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
Большой (кто?) слон, маленькая…, пушистая…, колючий…, могучий…, пятнистая…, полосатая…, длинноногий… и прочее
Развитие грамматического строя речи
Наряду с несформированностью лексического строя речи у детей с ЗПР встречается большое количество ошибок при употреблении предложно-падежных конструкций.
Примерные игры для развития грамматического строя речи:
1. Игра «Кто подберёт больше слов?»
Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки.
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т.д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т.д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т.д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
2. Игра «Кому что дадим?»
Цель: закрепление в речи формы дательного падежа.
Расставить картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т.д.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Яблоко дадим ежу. Грибы дадим белке. Орехи дадим тоже белке. Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мёд дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
3. Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где живет (или зимует) лиса (медведь, ёж, мышь и т.д.)? Лиса живёт в норе. Медведь зимует в берлоге. Волк живёт в логове. Корова живет в коровнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике. Белка живет в дупле. Мышка живёт в норе. Лошади живут в конюшне. Свиньи живут в свинарнике.
Список используемой литературы
1. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
2. Жукова Н.С., Мастюкова. Е. М., Филичева Т. Б.«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». М.: Просвещение, 1990.
3. «Логопедия». /Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет». СПБ.: КОРОНА принт, 2004.