kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

        Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»»


Тема выступления

«Основные формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников»


Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с нарушениями письменной речи в условиях инклюзивного образования предполагает новые подходы к ее организации.

Инклюзивное образование представляет собой долгосрочную стратегию, не локальный участок работы, а системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Учитель-логопед и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Поэтому учитель должен хорошо владеть информацией об основных проявлениях специфических нарушений письма, о причинах и основных направлениях их преодоления. Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Все выше сказанное, определяет необходимость более тщательного анализа сложившейся системы, содержания, форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с целью их оптимизации.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

  • организация комплексной диагностики нарушений письма;

  • организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

  • вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:

  • участие в работе ПМПк школы;

  • совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

  • интегрированные уроки учителя и логопеда;

  • консультации;

  • участие в педсоветах;

  • совместное проведение родительских собраний;

  • открытые занятия учителя-логопеда;

  • участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

  • разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Причем, сотрудничество может состояться, только в том случае, если учителю-логопеду удастся вызвать у учителя начальных классов желание участвовать в решении проблемы.

Консультативное сопровождение может осуществляться и в процессе совместного проведения учителем-логопедом и учителем начальных классов диагностики проблем ребенка, что не исключает специального логопедического обследования.

Подчеркивается, что необходимо учителя начальных классов сделать активным участником выявления возникшей у ребенка проблемы.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы может осуществляться при составлении совместного плана действий по устранению учебной проблемы учащегося.

Хотим поделиться информацией и накопленным опытом по разработке и применению традиционных и инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Диагностический этап

Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-логопеда и учителей начальных классов.

На диагностическом этапе работы учитель-логопед знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;

  • участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

  • открытые уроки учителей начальных классов;

  • консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов;

  • консультации учителя-логопеда для родителей;

  • участие в работе ПМПк.

Коррекционный этап

На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель-логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-логопед выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Учитель-логопед является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-логопеда. На логопедических занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые логопедические занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.

Учитель начальных классов по рекомендации учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности,  активно  развивается эмоционально-волевая сфера.

На слайде представлен «логопедический куб». На каждой грани куба расположены задания. Цель данного проекта: развитие мелкой моторики и координации движения рук, отработка артикуляционных укладов, проведение дыхательной гимнастики, дифференциация звуков [с] - [ш]; [р] - [л] .

Издательская деятельность: информационные стенгазеты, буклеты, памятки содержат информационный материал по коррекционной работе для учителей, родителей, учащихся, которые можно совместно с учителями разрабатывать на семинарах-практикумах. Специальная доска почета «Экран успешности». На ней помещаются фамилии или фотографии детей – выпускников логопедического пункта.

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-логопеда, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:

1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

4.Устранение аграмматической дисграфии.

5.Устранение оптической дисграфии.

6.Развитие моторики.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.

Оценочный этап

На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПк, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

Проведенный нами анализ теоретических и практических материалов по вопросу о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письма позволил определить задачи и систематизировать формы сотрудничества на каждом этапе коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда, что представлено в таблице:

Таблица

Организация взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов на различных этапах коррекционно-педагогической работы

п/п

Этапы коррекционно-педагогической работы

Сроки

Задачи взаимодействия

Формы взаимодействия

1.

Диагностический


1.Создание условий для формирования мотивационной включенности учителя начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.

2.Повышение профессиональной компетентности педагога начального образования в вопросах выявления обучающихся с трудностями овладения письмом и его нарушениями.

3.Оптимизация диагностической деятельности учителя-логопеда.

Анкетирование учителей начальных классов

Консультации

Семинар-практикум

Мастер-класс

Педагогический совет

Консультативное сопровождение

Родительское собрание

2.

Подготовительный


1.Обеспечение активной роли учителя начальных классов в организации коррекционно-педагогической работы по предупреждению и устранению нарушений письма.

2. Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросах основных требований ФГОС и образовательной программы.

3.Выработка единых требований и единого подход к учащимся со стороны учителя и логопеда.

4.Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов и навыков совместной деятельности.

Круглый стол по обсуждению содержания основной образовательной программы

Открытые уроки учителя начальной школы

Планирование совместной коррекционно-педагогической

деятельности

Круглый стол по разработке коррекционной программы и ИОМ

Консультативное сопровождение

Проектная деятельность




Коррекционный


1.Повышение профессиональной компетентности педагога начального образования в вопросах организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями письма на уроке.

2.Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов и навыков совместной деятельности.

3.Оптимизация коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда.

Консультации

Семинар-практикум

Мастер-класс

Педагогический совет

Консультативное сопровождение

Открытые логопедические занятия

Интегрированные уроки учителя и логопеда

Проектная деятельность


Оценочный


Оптимизация коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда.

Круглый стол

Родительское собрание


(подробно ознакомиться с таблицей вы сможете в сборнике, весь материал которого мы планируем опубликовать в ближайшее время). Так же в сборник войдут: картотека игр и игровых упражнений, семинары-практикумы, мастер-классы, разработки интегрированных уроков и другая полезная информация.

Таким образом, сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-логопедом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.






















Список использованной литературы


1.Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 №17785 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44 – 73.

2. Бунина В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.

3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ДАЙНЕКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства