Просмотр содержимого документа
«Основные задачи коррекционого-логопедического обучения при подготовки детей к школе.»
Основные задачи коррекционного-логопедического обучения
при подготовке детей к школе.
Главной задачей логопеда является комплексная работа над всей речевой системой:
психологической базой речи;
импрессивной речью;
экспрессивной речью;
Основной целью работы над психологической базой речи является развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышлени.
При работе над импрессивной речью – восприятия и понимания речи. В эту работу входят:
развитие зрительного гнозиса (узнавание предметов, их свойств и качеств);
развитие понимание сложных инструкций;
развитие понимания значений предлогов – как простых (в, на, над, под),
так и сложных (около, между, из-за и др.)
работа над пониманием простых и сложных логико – грамматических отношений с опорой и без опоры на наглядность;
работа над восприятием и пониманием небольших рассказов с помощью вопросов логопеда.
При работе над экспрессивной речью необходимо развивать и закреплять навык диалогической речи. Параллельно с этим должна вестись работа над лексикой ( в плане семантики слов), слоговой структурой, словообразованием и грамматикой (грамматическим оформлением речи и построением, интонационным оформлением фразы).
Работа над семантикой слов включает решение следующих задач:
учить детей устанавливать связи между предметами, действиями, качествами и обозначающими их словами;
формировать умение подбирать слова к указанным логопедом словами;
учить подбирать слова по определенным темам;
знакомить детей со словами-антонимами.
При формировании слоговой структуры слов решаются задачи:
учить детей воспроизводить на слух неречевые ритмические контуры;
закрепить умение на слух различать короткие и длинные слова;
учить переключению от слога к слогу;
формировать умение произносить стечение согласных в слоге;
учить составлять слова из разных слогов.
В разделе « Словообразование» закрепляются умения детей образовывать слова при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, сравнительные степени качественных прилагательных, разноприставочные глаголы.
При обучении детей звуковому оформлению слов логопед обязан работать над фонематическим слухом, когда ребенок учится узнавать и различать звуки в речи, различать близкие по звучанию слова, слова-паронимы; готовить артикуляторную базу для постановки звуков; формировать навык правильного звукопроизношения (постановка звука, его автоматизация и дифференциация).
Работа над грамматикой включает формирование грамматического строя речи и работу над построением фразы.
Формируя грамматический строй, логопед должен работать над категориями рода, числа и падежа. Он должен учить детей согласовывать в роде существительные и глаголы прошедшего времени.
Также логопед должен работать над согласованием слов в числе, над практическим образованием надежных конструкций и введение их в речь:
винительный падеж с предлогами и без него;
родительный падеж со значением принадлежности, меры, отрицания, места, отсутствия с разными предлогами и окончаниями;
дательный падеж без предлога и с предлогом (обозначение предмета, к которому направленно действие, или обозначения движения – по);
творительный падеж для обозначения орудия, которым совершается действие, для обозначения места – под, над, между;
предложный падеж со значением места – на,в.
При формировании фразы логопеды начинают работу от самой простой, которой пользуются дети, и постепенно ее наращивают, вводя прилагательные, предлоги и наречия. После этого идет работа над сложносочиненными предложениями. А затем над сложноподчиненными со всеми видами подчинения:
причины (потому что);
времени (тогда-когда);
места(там,где);
цели (для того,чтобы и др.).
Кроме этого, в задачи коррекционной логопедической работы входят интонационное оформление фразы (выделение смыслонесущего слова в предложении, понимании, понимание вопросительной и восклицательной интонаций предложения).
На заключительном этапе работы над предложениями логопед переходит к формированию непосредственно связной речи. Учить детей отличать рассказ от отдельных предложений, давать названия готовым рассказам, составлять рассказы(описание конкретных предметов в соответствии с программой ознакомления с окружающим миром), составлять рассказы цепной организации,
придумывать концовки, составлять рассказы из личного опыта, выкладывать серию картинок в правильной последовательности и давать развернутый рассказ по ним, составлять рассказ по сюжетным картинкам, выделять части рассказов и др.