kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ»

Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ


Категория детей с ОВЗ

Особенности речи

Основные направления логопедической работы

Нарушение слуха

Нарушения звукопроизношения

  • замена звуков

  • искаженное произношение звуков

Лексические нарушения

  • ограниченность словарного запаса

  • неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве

  • грубые искажения звуко-слоговой структуры слов

Грамматические нарушения

  • нарушение согласования слов в предложении

  • неправильное употребление падежных окончаний

  • пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены

  • замены глагольных форм

  • затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций



Нарушения письменной речи

  • замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных

  • пропуски и перестановки звуков и частей слов

  • слитное написание слов с предлогами

  • нарушение флексивного согласования

  • отсутствие маркировки границ предложений

  • замены графически близких символов

  • замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)

  • смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)

  • множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)

  • пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов

  • озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях

  • отсутствие мягкости на письме в необходимых случаях

1. Подготовительный

Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений.

2. Дофонемный

Уточнение и расширение словарного запаса. Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различиям. Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.

3. Фонемный

Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков речевых звуков, направленности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка. Коррекция звукопроизношения, интонационно-ритмического контура слов.

Овладение фонематическими процессами. Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематических различий.

4. Интегративный

Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамматического и интонационного оформления собственного высказывания в различных коммуникативных ситуациях.


Нарушение зрения

1 уровень:

Единичные нарушения звукопроизношения.


2 уровень:

Активный словарь ограничен, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, в составлении предложений и развернутых рассказов.

Нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.

3 уровень:

Бедность словаря, низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета, недостаточные знания обобщающих понятий.

Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и 1-2 словных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения.

Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне формирование фонематического анализа и синтеза.

4 уровень:

Экспрессивная речь крайне ограничена, значительные нарушения в соотнесении слова-образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечается эхолалия.

Грубые нарушения грамматического строя речи.

Нарушения слуховой дифференциации звуков.

Использование оптических средств коррекции. Механический способ постановки звуков. Сравнение артикуляции звуков с образами предметов. Развитие слухового внимания. Развитие и обогащение словарного запаса, уточнение значений слов. Совершенствование речедвигательных навыков, координации, ориентировки в пространстве, связанные с формированием соответствующих представлений и понятий. Формирование обобщающих понятий. Овладение грамматическим строем речи. Формирование навыков связной речи. Формирование правильного звукопроизношения и навыков фонематического анализа и синтеза.


Интеллектуальная недостаточность (у/о)

Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.

Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.

Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.

Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова.

Нарушения просодической стороны речи.

Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

Бедность словарного запаса (незнание названий окружающих предметов, их частей и деталей, преобладание существительных с конкретным значением, отсутствие слов обобщающего характера, глагольная недостаточность, малое количество слов, обозначающих признаки предмета, особенно обозначающих внутренние качества человека).

Неточность употребления слов, парафазии по семантическому сходству.

Трудности актуализации словаря.

Значительное преобладание пассивного словаря над активным.

Несформированность структуры значения слова.

Нарушения процесса организации семантических полей, лексической системности.

Аграмматизмы в речи.

Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования. Искажение структуры предложения.

Замедление темпа развития связной речи.

Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.

Трудности в овладении контекстной формой речи.

Недостаточная сформированность диалогической речи.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.

В монологической речи (пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте.

Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.



Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения.

Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи и связной речи

Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов, овладение сложными по семантике прилагательными, родовидовыми отношениями, усвоение слов обобщающего характера, уточнение слов-синонимов, работа над значением слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к усвоению грамматического значения в словосочетании, предложении.

Развитие функций словоизменения и словообразования, усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания, формирование внутреннего программирования связных высказываний.

Коррекция нарушений письменной речи

Сравнение фонетически сходных звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Фонетико-фонематические нарушения проявляются в рамках различных форм дизартрии. Трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка. Нарушения грамматического строя речи неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами. Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.

1 этап

  • первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними

  • привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций

  • стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов.

2 этап

  • более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,

  • обучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными.

3 этап

  • увеличение набора выделяемых качеств и свойств предметов

  • формирование умения точно подбирать слова различных частей речи.

4 этап

  • формирование видовых и родовых обобщений, понятий.

Задержка психического развития

Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений

Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи

Нарушения импрессивной речи:

  • Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия

  • Неразличение смысла отдельных слов

  • Неразличение тонких оттенков речи

Нарушения экспрессивной речи:

  • Нарушения звукопроизношения

  • Бедность словарного запаса

  • Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма

  • Речевая инактивность

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.

Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова.

Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами.

Формирование морфологической и синтаксической системы языка.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Формирование анализа структуры предложений.

Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основные направления работы учителя-логопеда с категорией детей с ОВЗ

Автор: Крехтунова Елена Павловна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства