Организация совместной деятельности логопеда и психолога в группах для детей с онр
Организация совместной деятельности логопеда и психолога в группах для детей с онр
В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация совместной деятельности логопеда и психолога в группах для детей с онр»
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.
Впоследние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин. Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. Изучением речи и познавательных процессов занимается наука – логопсихология.
Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
Задачи логопсихологии:
1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.
2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.
3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.
4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).
5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.
Цельорганизации работы психолога и логопеда — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Задачи: 1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. 2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи. 3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Комплексный подход включает в себя следующие направления:
1. Технология организации работы с детьми.
Формы и методы работы с педагогами.
Работа с родителями.
Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:
1. Диагностический этап.
2. Коррекционно–развивающий этап.
3. Аналитический этап.
На начальном этапе проводятся следующие мероприятия:
- разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным;
- определение уровня речевого и психического развития;
- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.
Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременно принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.
Поэтому на данном этапе следует: разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
Результаты аналитической деятельности: лист динамики развития ребенка; критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами:
1. Подбор кадров (диагностика, собеседование с целью выявления личностных, профессиональных качеств, уровня владения всеми структурными компонентами речи).
2. Организация работы в специализированных группах воспитателей и специалистов по ИЗО, музыкальному и физическому воспитанию.
3. Консультации и семинары для педагогов.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями:
1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.
3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.
Предполагаемые результаты работы с родителями: повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций; постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы.
Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет:
1.Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2.Четко сформулировать объективное заключение;
3.Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;
4.Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Библиографический список
1. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006 – 320с.
2. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями /Логопед в детском саду, 2008 - 8 33с.
3. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах./Под ред. Н.Я. Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан» – Бердск, 1998. – 8с.
4. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю., Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. /Логопедия. № 5, 2007.