Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»
Работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения общеобразовательной школы
ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, в рамках которой происходит разработка и планирования психолого-педагогического сопровождения обучающегося, групп и параллелей.
Целью ПМПк является выработка коллективного решения воспитания и способов влияния на обучающегося, а также обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
Состав консилиума
Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.
Постоянные участники присутствуют на каждом заседании,участвуют в его подготовке и последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры). Для обсуждения учащихся с речевыми нарушениями обязательно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.
Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя – предметники, инспектор ИДН.
Принципы работы психолого – педагогического консилиума:
Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.
Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.
Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Задачи консилиума:
Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.
Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.
Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Организация здоровья сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов
Разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.
Консультирование педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие обучающихся.
Организация профессионального взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и специалистами других учреждений, в том числе специалистов ПМПК.
Содействие в развитии профессиональной среды общения, направленное на повышение психолого-педагогической компетентности субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Функции консилиума:
Диагностическая:
выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;
изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;
определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
Реабилитирующая:
защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;
выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;
выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;
семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;
школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;
выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.
Воспитательная:
разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;
интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;
обеспечение преемственности педагогических воздействий.
Обязанности участников консилиума
1.Председатель консилиума (как правило - завуч):
организует работу психолого – педагогического консилиума;
обеспечивает систематичность заседаний;
формирует состав участников следующего заседания;
формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;
координирует связи консилиума с другими звеньями учебно– воспитательного процесса;
организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.
2. Классный руководитель или учитель, работающий в классе СКО:
предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учеников и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;
выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;
формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.
3.Учитель – предметник:
предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ученика на его уроке;
выявляет трудности, которые испытывает ученик по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;
формулирует педагогические выводы и рекомендации.
Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума в силу ряда причин:
выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;
проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.
Необходимую информацию учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.
4. Медицинский работник:
информирует о состоянии здоровья учащихся;
даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;
обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).
5.Логопед школы:
организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии учащихся;
проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
6.Социальный педагог:
предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;
выявляет причины отклонений в поведении учащихся;
формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;
осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;
проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (или лицами, их заменяющими).
Если в школе нет социального педагога, то эти обязанности могут взять на себя заместитель директора по воспитательной работе и психолог (работают в паре).
7.Инспектор ИДН:
представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);
даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.
Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.
Педагог – психолог:
организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.
Задачи психолога в психолого - педагогическом консилиуме:
помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;
показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;
показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;
помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;
обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;
наметить реальную программу работы с ребёнком.
Организация работы консилиума
Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.
Организация заседаний проводится в два этапа.
1 этап – Подготовительный
Подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.
осуществляется сбор, обобщение диагностических данных;
формулируются предварительные выводы и рекомендации;
диагностические данные анализируются по ряду показателей:
обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.
Примерный перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого - педагогического консилиума
Положение о консилиуме данного учреждения, в котором определены:
цели, задачи консилиума;
отражена специфика образовательного учреждения;
направления деятельности (или виды работ) ШППК;
участники (постоянные и временные), их задачи и функциональные обязанности;
организация работы консилиума.
2. Приказ по образовательному учреждению о создании ШППК.
3. План работы школьного психолого - педагогического консилиума на текущий учебный год.
4.Документация по проведению консилиума:
Протоколы заседаний.
Протокол и приложение к протоколу психологического обследования учащихся класса.
В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя. Этими данными пользуется только психолог. В приложении даётся обобщённая информация по результатам обследования, которая может быть предоставлена для ознакомления другим участникам консилиума.
Представления на ребёнка (Приложения № 1,2,3).
Карта развития ребёнка, которая содержит следующие вкладыши: "Коллегиальное заключение ШППК", "Заключение специалистов ШППК" и основные разделы индивидуальной коррекционно - развивающей программы, "Лист контроля динамики развития ребёнка".
Циклограмма распределения времени ребёнка.
Лист координации деятельности специалистов.
Коррекционно - образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико - психолого - педагогического изучения ребёнка в образовательном учреждении на начало учебного года.
Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк (Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, приказ об организации консилиума и утверждении его состава в данном образовательном учреждении, план работы консилиума (график заседаний) на учебный год)
Журнал предварительной записи детей на ПМПк
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк
Протоколы заседаний консилиума
Карты развития детей (общие анамнестические данные, социально-психологический статус, логопедическая характеристика, педагогическая характеристика, психологическая характеристика)
Списки детей, находящихся под динамическим наблюдением ПМПк
Журнал предварительной записи детей:
№
Дата, время
Ф.И.О.
Дата рождения (число, мес., год)
Инициатор обращения
Повод обращения
График консультирования специалистами
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
Составление индивидуально ориентированной программы ПМП-сопровождения:
Требования к режиму, нагрузкам
Необходимая степень индивидуализации программы
Форма и вид обучения (воспитания)
Рекомендации по организации учебного процесса с учетом темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы при обучении
Основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком
Оптимальные пути воздействия на выявленные нарушения
Планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий