kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описана организация ШПМПк, состав, документация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»

Работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения общеобразовательной школы

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, в рамках которой происходит разработка и планирования психолого-педагогического сопровождения обучающегося, групп и параллелей.

Целью ПМПк является выработка коллективного решения воспитания и способов влияния на обучающегося, а также обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

Состав консилиума

Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных участников.

Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и последующем контроле за выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются завуч, психолог, классные руководители. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры). Для обсуждения учащихся с речевыми нарушениями обязательно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также может быть социальный педагог.

Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя – предметники, инспектор ИДН.

Принципы работы психолого – педагогического консилиума:



  1. Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.

  2. Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.

  3. Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.




Задачи консилиума:

  1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.

  2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.

  3. Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

  4. Организация здоровья сберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов

  5. Разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  6. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.

  7. Консультирование педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций.

  8. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие обучающихся.

  9. Организация профессионального взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и специалистами других учреждений, в том числе специалистов ПМПК.

  10. Содействие в развитии профессиональной среды общения, направленное на повышение психолого-педагогической компетентности субъектов воспитательно-образовательного процесса.


Функции консилиума:

  1. Диагностическая:

  • выявление причин и характера отклонений в поведении и учении;

  • изучение социальной ситуации развития, положении в коллективе;

  • определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

  1. Реабилитирующая:

  • защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно – воспитательные или семейные условия;

  • выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

  • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка как в условиях школьного обучения, так и методами семейного воспитания;

  • семейная реабилитация, смысл которой в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;

  • школьная реабилитация, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;

  • выработка рекомендаций разным участникам образовательного процесса.

  1. Воспитательная:

  • разработка стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;

  • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;

  • обеспечение преемственности педагогических воздействий.

Обязанности участников консилиума



1. Председатель консилиума (как правило - завуч):

  • организует работу психолого – педагогического консилиума;

  • обеспечивает систематичность заседаний;

  • формирует состав участников следующего заседания;

  • формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;

  • координирует связи консилиума с другими звеньями учебно– воспитательного процесса;

  • организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.



2. Классный руководитель или учитель, работающий в классе СКО:

  • предоставляет педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных учеников и класса в целом, опираясь на результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;

  • анализирует характер продвижения ученика в своём развитии и овладении знаниями и умениями;

  • выявляет трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;

  • предоставляет информацию об индивидуальных особенностях обучения, общения и самочувствия ученика;

  • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации.



3. Учитель – предметник:

  • предоставляет информацию об успешности обучения и поведении ученика на его уроке;

  • выявляет трудности, которые испытывает ученик по данному предмету, определяет пути преодоления этих трудностей;

  • формулирует педагогические выводы и рекомендации.

Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума в силу ряда причин:

  • выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка очень затруднена, а принимаемые решения не всегда эффективны;

  • проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом в их отношениях.

Необходимую информацию учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.

4. Медицинский работник:

  • информирует о состоянии здоровья учащихся;

  • даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;

  • обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).



5. Логопед школы:

  • организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии учащихся;

  • обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;

  • формулирует диагностические выводы, рекомендации;

  • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.





6. Социальный педагог:

  • предоставляет информацию об учащихся «группы риска»;

  • выявляет причины отклонений в поведении учащихся;

  • формулирует педагогические гипотезы, выводы и рекомендации;

  • осуществляет решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьёй, с социальными службами, инспекцией по делам несовершеннолетних;

  • проводит педагогические беседы с учащимися и их родителями (или лицами, их заменяющими).

Если в школе нет социального педагога, то эти обязанности могут взять на себя заместитель директора по воспитательной работе и психолог (работают в паре).

7. Инспектор ИДН:

  • представляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне (о неформальных объединениях, происшествиях и правонарушениях, в которых задействованы ученики данной школы и т.д.);

  • даёт характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учёте.

Данную информацию может предоставить и социальный педагог, постоянно взаимодействующий с инспектором ИДН.

  1. Педагог – психолог:

  • организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

  • обобщает, систематизирует результаты диагностики;

  • формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы, предварительные рекомендации;

  • проводит диагностические собеседования с учащимися и их родителями.



Задачи психолога в психолого - педагогическом консилиуме:

  • помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, к пониманию его интересов и склонностей;

  • показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками;

  • показать особенности его самооценки, уровня притязаний, мотивации, эмоционального настроя;

  • помочь учителю объективно оценить и понять интеллектуальные возможности и личностные особенности ученика;

  • обеспечить подход к ребёнку с оптимистической позиции относительно перспектив его дальнейшего развития;

  • наметить реальную программу работы с ребёнком.

Организация работы консилиума

Заседания консилиума проводятся по мере необходимости, но не менее трёх обсуждений каждого ученика в учебном году. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвящённые учащимся одного класса СКО. Совещание может быть также созвано в экстренном порядке.

Организация заседаний проводится в два этапа.

1 этап – Подготовительный

Подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно.

  • осуществляется сбор, обобщение диагностических данных;
  • формулируются предварительные выводы и рекомендации;
  • диагностические данные анализируются по ряду показателей:

медицинскому;

психологическому;

логопедическому;

социологическому;

педагогическому.

2 этап - Основной

  • проводится обсуждение по итогам диагностики;

  • вырабатывается коллективное решение, рекомендации;

  • обсуждаются и утверждаются тип класса, учебной программы, приёмы и методы педагогического воздействия.



Примерный перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого - педагогического консилиума

  1. Положение о консилиуме данного учреждения, в котором определены:

  • цели, задачи консилиума;

  • отражена специфика образовательного учреждения;

  • направления деятельности (или виды работ) ШППК;

  • участники (постоянные и временные), их задачи и функциональные обязанности;

  • организация работы консилиума.

2. Приказ по образовательному учреждению о создании ШППК.

3. План работы школьного психолого - педагогического консилиума на текущий учебный год.

4.Документация по проведению консилиума:

  • Протоколы заседаний.

  • Протокол и приложение к протоколу психологического обследования учащихся класса.

В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя. Этими данными пользуется только психолог. В приложении даётся обобщённая информация по результатам обследования, которая может быть предоставлена для ознакомления другим участникам консилиума.

  • Представления на ребёнка (Приложения № 1,2,3).

  • Карта развития ребёнка, которая содержит следующие вкладыши: "Коллегиальное заключение ШППК", "Заключение специалистов ШППК" и основные разделы индивидуальной коррекционно - развивающей программы, "Лист контроля динамики развития ребёнка".

  • Циклограмма распределения времени ребёнка.

  • Лист координации деятельности специалистов.

  • Коррекционно - образовательный маршрут группы, который разрабатывается на основе полученных результатов обсуждения и заполнения заключения медико - психолого - педагогического изучения ребёнка в образовательном учреждении на начало учебного года.

  • Психологический и педагогический мониторинг.


Документация ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум)


Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Документация ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум)*:

  • Нормативные и методические  документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк (Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, приказ об организации консилиума и утверждении его состава в данном образовательном учреждении, план работы консилиума (график заседаний) на учебный год)

  • Журнал предварительной записи детей на ПМПк

  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк

  • Протоколы заседаний консилиума

  • Карты развития детей (общие анамнестические данные, социально-психологический статус, логопедическая характеристика, педагогическая характеристика, психологическая характеристика)

  • Списки детей, находящихся под динамическим наблюдением ПМПк


Журнал предварительной записи детей:


Дата, время

Ф.И.О.

Дата рождения (число, мес., год)

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультирования специалистами

 

 

 

 

 

 

 

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов


Дата, время

Ф.И.О.

Возраст

Проблема

Заключение  специалиста /
коллегиальное заключение ПМПк

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

Составление индивидуально ориентированной программы ПМП-сопровождения:

  • Требования к режиму, нагрузкам

  • Необходимая степень индивидуализации программы

  • Форма и вид обучения (воспитания)

  • Рекомендации по организации учебного процесса с учетом темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы при обучении

  • Основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком

  • Оптимальные пути воздействия на выявленные нарушения

  • Планирование оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий


7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Автор: Зайцева Ирина Сереевна

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства