«Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».
«Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».
Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения в письменной речи описание из каких этапов состоит эта работа. Логопедическое заключение. План коррекционной работы. Логопедическое занятие по теме:Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа в именительного падежа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».»
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Тема: «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».
Выполнила:
Семейных Елена Николаевна
учитель – логопед
I квалификационной категории
Пермский край, г Березники -2015.
Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения письменной речи, состоит из нескольких этапов.
Первый этап — диагностический.
Целью проведения выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма.
Диагностика начинает проводиться в рамках первичной консультации с целью уточнения механизмов нарушений и корректировки логопедических занятий. (беседа с родителями, в ходе которой выслушиваются жалобы на проблемы письма (чтения) ребенка, при сборе данных внимание обращается на следующие моменты: диагностировались ли у ребенка перинатальная энцефалопатия (ПЭП) в раннем возрасте; синдром дефицита внимания (СДВ), гиперактивность, задержка психического развития (ЗПР). Эти моменты важно учитывать в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.
Сбор анамнестических данных поможет узнать, какого характера причины нарушения письменной речи: органического или функционального генеза. Если причины органического характера, то эффективность работы будет зависеть от совместной, слаженной работы ряда специалистов. К коррекционной работе следует подключать и врача-невролога, и психолога. Возможно, что без медикаментозной поддержки коррекционный процесс будет менее эффективен.
Если же нарушения обусловлены функциональными причинами, то основная роль в коррекционной работе ложится на плечи логопеда и взрослых, которые входят в социальное окружение ребенка.
На втором этапе проводится обследование ребенка. Затем данные должны быть отражены в речевой карте по следующим пунктам:
1. Анамнестические данные.
2. Состояние фонетической стороны речи.
3. Уровень сформированности звукопроизношения.
4. Строение артикуляционного аппарата.
5. Уровень функционального базиса речи (восприятия, памяти,
внимания, мышления).
6. Лексико-грамматическая сторона речи.
7. Владение связной речью.
8. Образцы письменных творческих и контрольных работ.
Диагностика устной речи школьников
Цель: проверка устной речи, нарушение звеньев которой создает проблемы формирования письменной речи.
В ходе обследования, необходимо выяснить проблемы звучащей речи по следующим параметрам: темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая речь, смазанная, малопонятная для окружающих). Все допущенные ошибки анализируются и записываются в речевую карту.
2. Звукопроизношение
Проверить этот параметр надо в отраженной речи и в самостоятельной (при назывании картинок).
В обоих вариантах предъявляются слова, в которых проверяемый звук находится в разных позициях: начало, середина, конец слова. В речевой карте записывается вид нарушения: отсутствие, замена, искажение звуков.
3. Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твердости-мягкости)
4. Произношение слов различного слогового состава
Важно отметить характер нарушений: усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов.
5. Способность к аналитико-синтетической деятельности
Выделение заданного звука из слова.
6. Уровень сформированности лексико-грамматических категорий
Здесь фиксируются в протоколе, какие аграмматизмы ребенок допускает при выполнении заданий.
7. Обследование синтаксического строения предложения
Составление фраз (предложений) по предъявляемым рисункам, на основе слухового восприятия, составление предложений из слов в начальной форме, умение услышать и исправить ошибку в синтаксической конструкции.
8. Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам)
При пересказе и составлении рассказа по серии картинок, должна сохраняется цельность и связность текста.
Диагностика письменной речи
1. Сформированности навыка чтения
Чтение текста. Оценивается техническая сторона (побуквенное, послоговое, синтетическое) и смысловая сторона (понимание прочитанного: высокое, среднее, низкое).
2. Состояние письма
Анализируются письменные работы ученика (диктанты, упражнения на списывание дома и в классе). В речевой карте отмечается характер специфических ошибок и на каком уровне проявляются.
Диагностика уровня функционального базиса речи
Этот блок диагностировал психолог. Результаты в речевую карту записаны из протокола психологического обследования.
Его цель проверить память, внимание, зрительное, слуховое восприятие, сформированности пространственных представлений, мышление, может или нет обобщать и устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Механизмы регуляции поведения
Произвольность, навыки самоконтроля – важные составляющие процесса обучения. Об уровне сформированности произвольности можно судить по тому, как ученик выполняет предложенные ему задания.
Логопедическое заключение
В ходе логопедического обследования ученика 3А класса ,Авдеева Сергея 2004 г.р., было выявлено следующее:
По заключению специалистов: нарушение осанки, НПР -2 стадии
Строение артикуляционного аппарата: не нарушен зубной ряд.
Состояние орального праксиса: оральные синкенезии, неполный объем движений.
Состояние просодики и динамической стороны речи: речь малопонятная для окружающих смазанная.
Состояние звукослоговой структуры слов и фраз: нарушено, искажение звуко-слоговой структуры слова.
Состояние фонематического восприятия: трудности дифференциации согласных звуков по признаку звонкость-глухость
Состояние звукослогового анализа и синтеза: нарушено
Состояние импрессивной речи:
пассивный словарь: не достаточно сформирован
понимание изменений грамматических значений слов: нарушение согласования и управления.
понимание логико-грамматических конструкций: логико-грамматические отношения сформированы не достаточно.
Состояние экспрессивной речи:
активный словарь: не достаточный
грамматические процессы:
словообразование: неверно образованные формы - аграмматизмы
согласование: нарушено
фраза: наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, пересказ по вопросам.
монологическая речь: оформлена не правильно, смысловые скважины и аграмматизмы
Состояние общей и мелкой моторики: сформирована недостаточно.
Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса: недостаточный уровень логического мышления, нарушены зрительные и пространственные представления.
Состояние письма:
отмечаются замены и смешения по акустико-артикуляционному сходству (замены звонких-глухих (д-т,б-п), свистящих-шипящих, аффрикатов, з-с, ш-ж, ц-ч);
звукового анализа и синтеза: пропуск гласных, согласных при стечении, пропуски, перестановки, вставки слогов.
нарушение смысловых и грамматических связей, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.
Состояние чтения: чтение слоговое, рубленое, допускает пропуск гласных и искажение окончаний, пересказ по вопросам, смысл прочитанного понимает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дизартрия. Смешанная дисграфия (аграмматическая и нарушением слогового анализа и синтеза), обусловленная общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Рекомендованы логопедические занятия.
Логопед: Семейных Е.Н.
Дата: 05.09.2015
План коррекционной работы
1Развивать речеслуховое восприятие элементарных норм фонематического и слогового анализа.
7. Обогащать и активизировать словарь, развивать словообразовательные навыки.
8. Совершенствовать навыки грамматического строя.
9. Совершенствовать навык осознанного чтения и связного высказывания.
10. Развивать навыки письма.
Логопедическое занятие.
Тема:
Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа в именительного падежа.
Цели и задачи:
практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа, обучение в постановке вопросов «что?», «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знания о живых и неживых предметах, развитие связной речи
(пересказ текста), закрепление знания о границах предложения, воспитание помощи в трудных ситуациях.
Оборудование:
предметная картинка с изображением ёжика, индивидуальные карточки, раздаточные карточки с вопросами «что?», «кто?», карточки в виде яблок с записанными на них словосочетаниями, слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений.
Рассмотри картинки и разложи их в два столбика: в первый такие, о которых можно спросить «Что это?», во второй такие, о которых можно спросить «Кто это?»
- А теперь сформулируй тему занятия.
- Сегодня я встретила ежика, он спешил к своему другу медвежонку, чтобы вместе с ним попить чайку. Ёжик очень торопился, но заблудился в тумане. Давай поможем ему добраться до домика друга.
- Ёжик хочет с тобой поиграть.
Послушай отрывок из стихотворения и хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слова, о которых можно спросить «Что? или Кто?»
- Затем вместе нашли остальные слова и дали им объяснение.
- Ёжик бежит по лесной дорожке. Вдруг видит, невдалеке на полянке под старой яблоней лежат сочные румяные яблочки. Решил герой набрать для своего друга немного фруктов. Давай поможем ёжику – составим из слов словосочетания.
- Молодец! А мы отправимся с ёжиком дальше. Спешит ёжик дальше. Вот на его пути река. Нужен плот или лодка, чтобы быстро перебраться на противоположный берег.
- Рассмотри карточки с написанными на них словами. Поменяй местами карточки так, чтобы можно было прочесть предложение. Эти карточки будут являться дощечками для плота ёжика. Если составим предложение верно, плот поплывет.
- Вот ёжик перебрался на противоположный берег. Неподалёку от реки домик медвежонка. А вот и он, подбрасывает в костер поленья, кипятит на огне воду. Скоро чай будет готов. Ёжик разложил яблоки, вытащил, из узелка варенье.
Сейчас они сядут рядышком, и ёжик расскажет другу о том, как шёл к медвежонку и что видел по дороге.
- А мы с тобой прочитаем еще раз получившиеся предложения.
- Что они тебе напоминают?
- Давай расставим предложения так, чтобы получился связный рассказ.
- Почему мы задавали к словам разные вопросы?
Сергей раскладывает картинки в два столбика:
Кошка самолет
Попугай ваза
медведь насос
рысь стол
снеговик
платок.
- будем говорить о живых и неживых предметах.
Называет картинки, но из какой сказки не помнит, но готов помочь.
- Слушает внимательно стихотворение и хлопул в ладошки на слова: деревья, сосны, снега, метели. Объяснил что эти предметы не живые, значит, отвечают на вопрос «Что?»
Запись словосочетаний в тетради и выделение в форме единственного и множественного числа именительного падежа.
Составляет предложения и, проговаривая окончания, записывает в тетрадь. Находит слова, которые отвечают на вопрос «Кто? и Что?», определяет в каком числе и падеже.
- Рассказ, только они построены неправильно.
-Восстанавливает порядок предложений в тексте, с помощью педагога. После составления пересказывает получившийся рассказ.
Потому, что есть предметы, которые дышат, передвигаются, растут – они живые. А есть предметы, которые существуют, но они не ходят, не дышат – они не живые.
Дифференциация живых и неживых предметов
Знакомство с героем занятия.
Воспитывать помогать ближнему и друзьям.
Развитие слухового внимания
Упражняется в составлении словосочетаний и определение слов во мн. и ед. числе.
Составление предложений.
Работа над деформированным текстом, отработка правильной последовательности предложений и связный пересказ.