kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения в письменной речи описание из каких этапов состоит эта работа. Логопедическое заключение. План коррекционной работы. Логопедическое занятие по теме:Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа в именительного падежа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».»

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»









Тема: «Организация и проведение диагностических мероприятий и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи».





Выполнила:

Семейных Елена Николаевна

учитель – логопед

I квалификационной категории




Пермский край, г Березники -2015.

Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения письменной речи, состоит из нескольких этапов.


Первый этап — диагностический.

Целью проведения выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений чтения и письма.

Диагностика начинает проводиться в рамках первичной консультации с целью уточнения механизмов нарушений и корректировки логопедических занятий. (беседа с родителями, в ходе которой выслушиваются жалобы на проблемы письма (чтения) ребенка, при сборе данных внимание обращается на следующие моменты: диагностировались ли у ребенка перинатальная энцефалопатия (ПЭП) в раннем возрасте; синдром дефицита внимания (СДВ), гиперактивность, задержка психического развития (ЗПР). Эти моменты важно учитывать в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Сбор анамнестических данных поможет узнать, какого характера причины нарушения письменной речи: органического или функционального генеза. Если причины органического характера, то эффективность работы будет зависеть от совместной, слаженной работы ряда специалистов. К коррекционной работе следует подключать и врача-невролога, и психолога. Возможно, что без медикаментозной поддержки коррекционный процесс будет менее эффективен.

Если же нарушения обусловлены функциональными причинами, то основная роль в коррекционной работе ложится на плечи логопеда и взрослых, которые входят в социальное окружение ребенка.


На втором этапе проводится обследование ребенка. Затем данные должны быть отражены в речевой карте по следующим пунктам:

1. Анамнестические данные.

2. Состояние фонетической стороны речи.

3. Уровень сформированности звукопроизношения.

4. Строение артикуляционного аппарата.

5. Уровень функционального базиса речи (восприятия, памяти,

внимания, мышления).

6. Лексико-грамматическая сторона речи.

7. Владение связной речью.

8. Образцы письменных творческих и контрольных работ.

Диагностика устной речи школьников

Цель: проверка устной речи, нарушение звеньев которой создает проблемы формирования письменной речи.

В ходе обследования, необходимо выяснить проблемы звучащей речи по следующим параметрам: темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая речь, смазанная, малопонятная для окружающих). Все допущенные ошибки анализируются и записываются в речевую карту.

2. Звукопроизношение

Проверить этот параметр надо в отраженной речи и в самостоятельной (при назывании картинок).

В обоих вариантах предъявляются слова, в которых проверяемый звук находится в разных позициях: начало, середина, конец слова. В речевой карте записывается вид нарушения: отсутствие, замена, искажение звуков.

3. Уровень развития фонематического восприятия (дифференциация по звонкости-глухости, твердости-мягкости)

4. Произношение слов различного слогового состава

Важно отметить характер нарушений: усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов.

5. Способность к аналитико-синтетической деятельности

Выделение заданного звука из слова.

6. Уровень сформированности лексико-грамматических категорий

Здесь фиксируются в протоколе, какие аграмматизмы ребенок допускает при выполнении заданий.

7. Обследование синтаксического строения предложения

Составление фраз (предложений) по предъявляемым рисункам, на основе слухового восприятия, составление предложений из слов в начальной форме, умение услышать и исправить ошибку в синтаксической конструкции.

8. Связная речь (пересказ, составление рассказа по картинкам)

При пересказе и составлении рассказа по серии картинок, должна сохраняется цельность и связность текста.


Диагностика письменной речи

1. Сформированности навыка чтения

Чтение текста. Оценивается техническая сторона (побуквенное, послоговое, синтетическое) и смысловая сторона (понимание прочитанного: высокое, среднее, низкое).

2. Состояние письма

Анализируются письменные работы ученика (диктанты, упражнения на списывание дома и в классе). В речевой карте отмечается характер специфических ошибок и на каком уровне проявляются.

Диагностика уровня функционального базиса речи

Этот блок диагностировал психолог. Результаты в речевую карту записаны из протокола психологического обследования.

Его цель проверить память, внимание, зрительное, слуховое восприятие, сформированности пространственных представлений, мышление, может или нет обобщать и устанавливать логические связи и отношения между понятиями.


Механизмы регуляции поведения

Произвольность, навыки самоконтроля – важные составляющие процесса обучения. Об уровне сформированности произвольности можно судить по тому, как ученик выполняет предложенные ему задания.




Логопедическое заключение


В ходе логопедического обследования ученика 3А класса ,Авдеева Сергея 2004 г.р., было выявлено следующее:

По заключению специалистов: нарушение осанки, НПР -2 стадии

Строение артикуляционного аппарата: не нарушен зубной ряд.

Состояние орального праксиса: оральные синкенезии, неполный объем движений.

Состояние просодики и динамической стороны речи: речь малопонятная для окружающих смазанная.

Состояние звукопроизношения: автоматизация [ш], [ж], [щ], [с] , постановка [р] -горловое

Состояние звукослоговой структуры слов и фраз: нарушено, искажение звуко-слоговой структуры слова.

Состояние фонематического восприятия: трудности дифференциации согласных звуков по признаку звонкость-глухость

Состояние звукослогового анализа и синтеза: нарушено

Состояние импрессивной речи:

  • пассивный словарь: не достаточно сформирован

  • понимание изменений грамматических значений слов: нарушение согласования и управления.

  • понимание логико-грамматических конструкций: логико-грамматические отношения сформированы не достаточно.

Состояние экспрессивной речи:

  • активный словарь: не достаточный

  • грамматические процессы:

  • словообразование: неверно образованные формы - аграмматизмы

  • согласование: нарушено

  • фраза: наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, пересказ по вопросам.

  • монологическая речь: оформлена не правильно, смысловые скважины и аграмматизмы


Состояние общей и мелкой моторики: сформирована недостаточно.

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса: недостаточный уровень логического мышления, нарушены зрительные и пространственные представления.

Состояние письма:

  • отмечаются замены и смешения по акустико-артикуляционному сходству (замены звонких-глухих (д-т,б-п), свистящих-шипящих, аффрикатов, з-с, ш-ж, ц-ч);

  • звукового анализа и синтеза: пропуск гласных, согласных при стечении, пропуски, перестановки, вставки слогов.

  • нарушение смысловых и грамматических связей, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения.

Состояние чтения: чтение слоговое, рубленое, допускает пропуск гласных и искажение окончаний, пересказ по вопросам, смысл прочитанного понимает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дизартрия. Смешанная дисграфия (аграмматическая и нарушением слогового анализа и синтеза), обусловленная общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Рекомендованы логопедические занятия.

Логопед: Семейных Е.Н.

Дата: 05.09.2015



План коррекционной работы

1Развивать речеслуховое восприятие элементарных норм фонематического и слогового анализа.

2. Развивать мелкую моторику.

3.Совершенствовать навыки языкового анализа.

4. Постановка звука р.

5. Автоматизация звуков (с,ш,щ,ж, ц,ч), дифференциация звуков (д-т,б-п)

6. Развивать зрительно-пространственные представления.

7. Обогащать и активизировать словарь, развивать словообразовательные навыки.

8. Совершенствовать навыки грамматического строя.

9. Совершенствовать навык осознанного чтения и связного высказывания.

10. Развивать навыки письма.

Логопедическое занятие.

Тема:

Предложение. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа в именительного падежа.

Цели и задачи:

практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа, обучение в постановке вопросов «что?», «кто?» к словам, работа по распространению простого предложения, развитие слухового внимания, закрепление знания о живых и неживых предметах, развитие связной речи

(пересказ текста), закрепление знания о границах предложения, воспитание помощи в трудных ситуациях.

Оборудование:

предметная картинка с изображением ёжика, индивидуальные карточки, раздаточные карточки с вопросами «что?», «кто?», карточки в виде яблок с записанными на них словосочетаниями, слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений.


















Виды

заданий

Деятельность

специалиста

Деятельность

ученика

Какие задачи

решались в ходе

выполнения

заданий

1.Организационный

момент










2. Работа над темой

занятия



























































3. Итог занятия



















Картинки: кошка, самолет, ваза, насос, платок, стол, попугай, снеговик, медведь, рысь










Отрывок из стихотворения

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Деревья жалобно шумели,

Когда настали холода.

Задумчиво молчали ели

И зеленели, как всегда.

Огромные сосны

И ели стоят,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Красавица зорька

В небе разгоралась,

Из-за леса гордо

Солнце поднималось.



Выкладывает перед ребенком записанные слова на карточках в виде яблок.

Слова: маленький, на, котенок, пороге, лесу, в, за, корзинкой, лежал, вырос, солнышко, ласковое, смотрел, окно, в.









Слова на карточках:

- старой, под, грелась, рысь, сосной.

- на, дерева, села, ветку, синица.

-прошуршала, мышь, лесная, где-то.

- маленький, прыгает, рысёнок, около, весело, матери.

- охотница, обед, на, наловит, робких, зайцев.

- ночью, уходит, мать, охоту, на.

- вреда, делает, много, дикая, разбойница.






Рассмотри картинки и разложи их в два столбика: в первый такие, о которых можно спросить «Что это?», во второй такие, о которых можно спросить «Кто это?»


- А теперь сформулируй тему занятия.


- Сегодня я встретила ежика, он спешил к своему другу медвежонку, чтобы вместе с ним попить чайку. Ёжик очень торопился, но заблудился в тумане. Давай поможем ему добраться до домика друга.


- Ёжик хочет с тобой поиграть.

Послушай отрывок из стихотворения и хлопни в ладоши тогда, когда услышишь слова, о которых можно спросить «Что? или Кто?»

- Затем вместе нашли остальные слова и дали им объяснение.




- Ёжик бежит по лесной дорожке. Вдруг видит, невдалеке на полянке под старой яблоней лежат сочные румяные яблочки. Решил герой набрать для своего друга немного фруктов. Давай поможем ёжику – составим из слов словосочетания.


- Молодец! А мы отправимся с ёжиком дальше. Спешит ёжик дальше. Вот на его пути река. Нужен плот или лодка, чтобы быстро перебраться на противоположный берег.

- Рассмотри карточки с написанными на них словами. Поменяй местами карточки так, чтобы можно было прочесть предложение. Эти карточки будут являться дощечками для плота ёжика. Если составим предложение верно, плот поплывет.


- Вот ёжик перебрался на противоположный берег. Неподалёку от реки домик медвежонка. А вот и он, подбрасывает в костер поленья, кипятит на огне воду. Скоро чай будет готов. Ёжик разложил яблоки, вытащил, из узелка варенье.

Сейчас они сядут рядышком, и ёжик расскажет другу о том, как шёл к медвежонку и что видел по дороге.

- А мы с тобой прочитаем еще раз получившиеся предложения.

- Что они тебе напоминают?

- Давай расставим предложения так, чтобы получился связный рассказ.





- Почему мы задавали к словам разные вопросы?

Сергей раскладывает картинки в два столбика:

Кошка самолет

Попугай ваза

медведь насос

рысь стол

снеговик

платок.


- будем говорить о живых и неживых предметах.



Называет картинки, но из какой сказки не помнит, но готов помочь.





- Слушает внимательно стихотворение и хлопул в ладошки на слова: деревья, сосны, снега, метели. Объяснил что эти предметы не живые, значит, отвечают на вопрос «Что?»





Запись словосочетаний в тетради и выделение в форме единственного и множественного числа именительного падежа.









Составляет предложения и, проговаривая окончания, записывает в тетрадь. Находит слова, которые отвечают на вопрос «Кто? и Что?», определяет в каком числе и падеже.













- Рассказ, только они построены неправильно.

-Восстанавливает порядок предложений в тексте, с помощью педагога. После составления пересказывает получившийся рассказ.







Потому, что есть предметы, которые дышат, передвигаются, растут – они живые. А есть предметы, которые существуют, но они не ходят, не дышат – они не живые.


Дифференциация живых и неживых предметов










Знакомство с героем занятия.

Воспитывать помогать ближнему и друзьям.








Развитие слухового внимания










Упражняется в составлении словосочетаний и определение слов во мн. и ед. числе.










Составление предложений.



















Работа над деформированным текстом, отработка правильной последовательности предложений и связный пересказ.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семейных Елена Николаевна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства