kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы учителя-логопеда с леворукими обучающимися, имеющими речевые нарушения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье представлен комплекс мер по работе  с леворукими обучающимися

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы учителя-логопеда с леворукими обучающимися, имеющими речевые нарушения»

Работа учителя-логопеда с леворукими обучающимися

в условиях массовой школы

Во все времена развития человечества леворукие люди вызывали особый интерес и настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Можно предполагать, что предубеждения складывались от незнания и непонимания биологических механизмов леворукости, а также – от неприятия многообразия индивидуальных различий детей, нежелания принимать эти особенности как данность, которую не нужно и нельзя переделывать.

Преимущественная активность правой и левой руки не является прихотью человека, не зависит от желания его самого или окружающих, а является одним из важнейших нейробиологических свойств, отражением мозговой организации психической деятельности человека.

В России примерно 20-25% леворуких детей. Согласно статистическим данным количество таких детей постоянно растёт.

Леворукие – неоднородная группа. По происхождению леворукости детей можно разделить на следующие группы:

  • дети с генетически закрепленной леворукостью, (т.е. те, где имеет место наследственный фактор);

  • дети с компенсаторной леворукостью (т.е. те дети, у которых компенсации возникают при дисфункции в развитии мозга);

  • дети с механической леворукостью (если правая активная рука была повреждена в самый деятельный возраст, когда ребенок только начинает использовать руку для различных манипуляций. И если в этот момент рука травмирована и долго болит, то ребенок начинает работать более активно левой рукой).

Есть еще социальные варианты – например, если в семье все леворукие, то ребёнок, даже имея активную правую руку, будет пользоваться левой рукой (по подражанию).

Из 20-25 левшей – 9-11% - с генетической леворукостью, остальная половина – с компенсаторной леворукостью.

Причины леворукости.

  • генетическая (леворукость может передаваться по наследственности из поколения в поколение, либо через поколение, как по мужской, так и по женской линии);

  • неблагополучное течение беременности и родов (физические,  психические травмы матери, угрозы выкидыша, стремительные/ затяжные роды, большой безводный период, асфиксия вследствие обвития пуповиной и т.п.);

  • травма в ходе физического развития (до 1 года наличие травмы правой руки, тяжёлые заболевания, операции);

  • социальная (по поражанию и.т.п.)

Главная проблема левшества состоит в  особенностях сочетания асимметрии левого и правого полушарий головного мозга. Функции полушарий левши не являются зеркальными по отношению к мозгу правши. У левшей связи между полушариями менее жёсткие, чем у правшей. Левши демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой стороны, более медленное формирование навыков деятельности, требующих взаимодействия обоих полушарий.

Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития (нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя речи, несформированность обобщающих понятий, трудности классификации, зеркальность письма, ошибки при чтении, заикание и т.д.), у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, повышенную возбудимость, тревожность, неврозоподобные расстройства.

 Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе. Так как, леворукие дети — неоднородная группа, то и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Дети с ведущей левой рукой, имеющие различные речевые нарушения, требуют тщательного наблюдения и психолого-педагогического сопровождения с обязательным участием родителей.

Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения включает в себя:

1)Правильное оборудование рабочего места леворукого ребёнка:

Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь, а также организовать его рабочее место.

  • Правильная поза при письме: сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не касаться грудью стола; ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

  • Способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

  • Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

  • Свет при письме должен падать с правой стороны.

  • Необходимо «маркировать» ведущую руку при помощи браслета или часов, если ребенок затрудняется в определении правой и левой руки.

2) Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений:

Леворуким детям, имеющим нарушения речи, свойственны особенности функционального развития. Такие дети хуже справляются с зрительно-пространственными заданиями; испытывают трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения; восприятия (понимания) речи. Поэтому очень важно заранее подготовить ребёнка к школе. Это очень сложный процесс, включающий в себя не только развитие тонко координированных действий руки, но и речевое развитие, развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

  • Для постановки и автоматизации звуков у детей левшей, целесообразно использовать игры с опорой на зрительный анализатор. Это выбор заданных букв из ряда других, нахождение точечного рисунка на определенный звук и обведение его по контуру. Составление рассказа по опорным картинкам на заданный звук. Составление коллажей с вырезанными картинками на автоматизированный звук.

  • Для развития связной речи полезно  составлять рассказы по серии сюжетных картинок, которые ребенок  разложит сам, соблюдая направление слева направо. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

  • Для синхронизации  межполушарного взаимодействия на физкультминутках во время логопедических занятий полезно выполнять упражнения на содружественные движения рук и  одновременные движения рук и ног. При использовании логоритмики левши  получают дополнительный шанс в успешном обучении.

  • При чтении, чтобы избежать потери  строки и  попыток читать справа налево или из середины текста, ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, левша может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

  • Необходимо учить леворукого ребенка ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.

3) Взаимодействие логопеда с родителями леворуких детей с нарушениями речи.

Важно подключить к коррекционному процессу родителей детей с ведущей левой рукой, грамотно объяснить им, что не стоит пугаться трудностей, с которыми им придётся столкнуться. Во-первых, эти трудности преодолимы, - просто они потребуют большей родительской заботы и внимания к ребёнку. Во-вторых, нужно помнить о том, что подобные речевые трудности могут быть не связаны с леворукостью и переучивание малыша ещё больше усложнит ситуацию. Кроме того, время идёт, и нужно успеть до школы помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности. Дорог каждый день.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире. Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны его ближайшего окружения (родителей, воспитателей, учителей).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кошенко Ольга Васильевна

Дата: 21.11.2018

Номер свидетельства: 486948


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства