kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дефекты в развивающихся условиях ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются этапы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дефекты в развивающихся условиях ДОУ.»


Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими дефекты в развивающихся условиях ДОУ.


В настоящее время актуальным является раннее включение детей с нарушениями интеллекта, речи в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников при поступлении в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной и речевой деятельности.

Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса, необходимого для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса и индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, логопедическую ритмику, формирование зрительно-пространственных координаций, психокоррекцию и т. п.).

Коррекционная направленность обучения способствует максимальному погружению ребёнка в активную речевую среду, позволяет скоррегировать двигательные функции, эмоциональный тонус, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности, даёт возможность сформировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и самоконтроля и самооценки

Индивидуально-групповая работа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития воспитанников.

Индивидуальные коррекционные занятия имеют как общеразвивающие цели, например, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, так и предметную направленность, позволяющую сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению.

Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребёнком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребёнка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребёнка, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.

При обследовании используются широко известные специалистами методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, Р. И. Лалаевой, Т. Д. Фотековой, Т. Б. Филичевой, которые направлены на выявления уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, речевой, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных речевых нарушений (фонетико-фонематических, лексико-грамматических, звукопроизношения, связной речи).

Опираясь на известное положение Л. С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития.

В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребёнка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них выстраиваются направления индивидуальной коррекционной работы.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, всех компонентов речевой системы, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.

Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учётом возможностей и особенностей ребёнка в рамках реализации основных программных требований.

Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

Первый этап – формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой и речевой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений (планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещённых действий, затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий или речи, который продемонстрирован взрослым).

Второй этап – формирование у ребёнка начального игрового опыта. Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простыми игровым и речевым действиям. Постепенно ребёнок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых, сопровождать свои действия диалогической или монологической речью. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры.

Третий этап – знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребёнок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации, артикуляционной моторики.

Указанные этапы индивидуальной коррекционной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребёнка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.

Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока:

Блок I. Развитие психических функций.

Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому произвольному и непроизвольному сосредоточению, способности к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия».

Также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической и речевой деятельности развиваются не только наглядно-действенное мышление, но и наглядно-образное, а в дальнейшем словесно-логическое. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка», Хорошо – плохо» и др.

Блок II. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимания лексико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача блока.

Блок III. Развитие мелкой моторики.

В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации пальцев рук ребёнка в сопровождении стихотворного текста для создания интереса, быстрого запоминания игры или упражнения, развития речи, такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются» и др.

Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребёнком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приёмов в работе с ребёнком, нетрадиционные родительские собрания в форме «круглых столов», «дискуссионных клубов», семинары-практикумы, открытые занятия.

В своей деятельности я стремлюсь избежать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов. Опыт работы с детьми, имеющих дефекты в развитии позволяет сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия являются наиболее эффективной, так как даёт:

- возможность рационального использования периода обучения;

- положительную результативность;

- возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения, навыки ребёнка в совместной деятельности;

- творческую новизну в работе;

- возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.

Именно на индивидуальных занятиях ребёнок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познаёт мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.


Список литературы


1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.- М.,1982.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.

3. Визель Т. Г. Аномалия речевого развития ребёнка.- М., 1991.

4. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство.- М., 2001.

5. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушением речи. Вопросы дифференцированной диагностики.- Спб., 2004.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.

7. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников.- М., 2005.

8. Кривояз И. С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология.-1995.- №6.

9. Кривояз И. С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1996.



3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Горбачёва Татьяна Анатольевна

Дата: 26.10.2018

Номер свидетельства: 482184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства