kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, путем развития мелкой моторики и координации движений рук»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, путем развития мелкой моторики и координации движений рук»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 293 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








Опыт работы

Тема:

«Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР, путем развития мелкой моторики и координации движений рук»




Автор опыта: Поддубная

Александра Владимировна

Учитель – дефектолог

МДОУ «Ясли-сад № 293 г. Донецка»











Донецк - 2019

Содержание


1. Введение………………………………………………………………… 3.

2. Состояние мелкой моторики - актуальная проблема в современных

условиях МДОУ……………………………………………………… 4.

3. Диапазон опыта………………………………………………………… 8.

4. Технология опыта……………………………………………………….. 8.

5. Средства для решения задач………………………………………… … 9.

6. Методики развития мелкой моторики и координации движения……... 9.

7. Игровые приёмы в развитии мелкой моторики……………… ……….. 11. 8. Новые аспекты работы в современных условиях……………………….. 16.

9. Анализ проведённой работы…………………………………………… . 18.

10. Результативность опыта………………………………………………. . 19.

11. Рекомендации по использованию опыта……………………………… .19.

12. Используемая литература………………………………………………. .21.


























ВВЕДЕНИЕ


Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.


2. СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТРИКИ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ МДОУ


Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров (спец. пособий).

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы.

В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Некоторые из них могут быть преодолены в условиях обучения в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи; другие можно устранить и в условиях общеобразовательной школы, на специально созданных при таких школах логопедических пунктах.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

- во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

- во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Важность решения этих вопросов и определило актуальность выбора темы.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.

Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь. Поэтому Л.С. Выготский не случайно говорит о том, что обучение письму должно быть естественным, что «письмо нужно не навязать ребенку», а постараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же самого мнения придерживался и Е.В. Гурьянов.

Но что такое «письмо» для маленького ребенка? Оно может быть воспринято им лишь в его внешней, хорошо видимой части – в виде движений пишущей руки. Значит, ребенка раннего возраста можно и заинтересовать только этой «двигательной» частью сложного процесса письма. И это обязательно нужно постараться сделать, поскольку именно правильные, координированные и достаточно быстрые движения руки обеспечивают скорость и разборчивость письма, без чего письменная речь не может быть полноценным средством общения. А, заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито».

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить – ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).

Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме.

В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом – в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.


3. ДИАПАЗОН ОПЫТА


В работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность педагога с детьми с ЗПР и ОНР дошкольного возраста в течение учебного года.


4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Главной целью опыта является формирование мелкой моторики рук. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

  • Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.

В области умений:

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие памяти, внимания, воображения.

  • Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.



5. СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:


1. Научно-методическая литература.

2. Изучение передового опыта.

3. Диагностика детей.

4. Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики

5. Подгрупповые и индивидуальные занятия.

6. Работа с родителями.



6. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ


Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для обследования. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно будет лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения менее сложными.

Дополнительно можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий:

  • различные виды конструирования;

  • упражнения с мозаикой;

  • рисование;

  • перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);

  • вырезание ножницами различных фигур;

  • вязание, вышивание (преимущественно для девочек);

  • доступная работа с инструментами (для мальчиков);

  • перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;

  • обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.;

  • перелистывание книжных страниц;

  • лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка варёных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходимая для письма.

Для развития мелкой моторики активно применяются дидактические игрушки. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат их мыслить.

В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и т.д. Поэтому для ребёнка крайне необходимы игрушки:

  • для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.);

  • для прокатывания;

  • образные с застёгивающимися и прилипающим элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

  • раскладывание фигур разной величины, формы; сравнения предметов, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д.

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочки и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.

При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

  1. посильность требований;

  2. постепенность усложнения;

Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.

«У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой всю его жизнь». – подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Родителям необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями развития: больше общаться, разговаривать, обсуждать с ребёнком разные вопросы. При любом действии с ребёнком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребёнку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия.


7. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.


Игры и игровые упражнения по развитию пальцев рук включались в коррекционно-педагогический процесс, параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков.

Передо мной стояли основные задачи:

  1. Развитие кинетической и кинестетической основы движений.

  2. Развитие точности, подвижности, быстроты и координированности.

  3. Улучшить речь дошкольников.

Учитывая поставленные задачи, я руководствовалась следующими принципами:

Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным, по нашему мнению, будет использование в этих целях физкультминуток. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Для детей логопедического пункта проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагала детям запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

«Изобразительная деятельность». Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

«Рисуем пальчиками». Ребенку купили новые краски, но вот беда, потерялась кисточка. Предложите ребенку порисовать пальчиками. Один пальчик обмакнули в желтую краску. На другой ручке, левой «заиграют» белая, оранжевая, зеленая краски. Получилась веселая, необычная даже волшебная палитра. Дети могут в подарок маме нарисовать целую ниточку ярких, нарядных бус. Таким способом можно рисовать на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Веселое лото» и т.д. в изобразительную игру «Следы животных» можно включить театрализацию - ребенок озвучивает животное и ритмическими движениями пальцев старается передать характер походки животного. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства - вязкость, бархатистость.

Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для рисования веревочкой желательно иметь контрастный фон (белая веревочка на коричневом столе). Ребенок ритмичными пальцами выкладывает разные формы от простых до самых сложных. Таким же способом можно рисовать шерстяными нитками на бархатной бумаге.

«Рукоделие». Особую роль в развитии движений мелкой моторики играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Далее задание усложняется и предлагается пришивать пуговицу меньшим диаметром и с четырьмя дырочками.

«Игры с мячами». Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики мы часто отводили упражнениям с малыми мячами. Для этого использовали несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Такое многообразие наборов малых мячей, во-первых, позволяет использовать те или иные из них, в зависимости от задачи педагога и индивидуальных возрастных, физических и других особенностей ребенка. Во- вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать предметы, в процессе упражнений проводится специальная робота по развитию лексикограмматической стороны речи ребенка.

Освоение действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук представляла значительные трудности. Иногда даже кажущиеся простые движения с предметами вызывали у детей затруднения. Это нередко приводило к отказу ребенка от работы. Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной умелости использовала на начальном этапе в качестве мяча для манипуляций утяжеленный мешочек. Такой мешочек шьется из прочной ткани размером 2-10 и заполняется сыпучим материалом (крупами, горохом, речным песком), его удобней ловить одной рукой, чем мяч. При падании на пол он не укатывается. Ребенок лучше чувствует его в руке.

Чтобы приобрести навыки игры с мячами требуются постоянные упражнения. Однако, как правило, уже после 8-10 повторений малыш теряет интерес к движению. В этом случае я вводила как оживляющий процесс игры разные элементы-хлопки в ладоши, поворот туловища. Приведу примеры некоторых упражнений, различной направленности.

  1. Бросить мяч вверх и поймать (одной, двумя руками).

  2. Подбросить мяч вверх одной рукой, поймать другой.

  3. Упражнения в бросках и ловле мячей в парах (по очереди, одновременно).

  4. Упражнения в жонглировании двумя мячами (участвуют обе руки).

  5. Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует одна рука).

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «сделать бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её приклеивается. Готовые бусы нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картино - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

«Графические упражнения». Кроме пальчиковой гимнастики, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

«Дорожки». На листе бумаги нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаш, и не съезжая с дорожки».

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.

Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь. Поэтому Л.С. Выготский не случайно говорит о том, что обучение письму должно быть естественным, что «письмо нужно не навязать ребенку», а постараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме». Того же самого мнения придерживался и Е.В. Гурьянов.

Но что такое «письмо» для маленького ребенка? Оно может быть воспринято им лишь в его внешней, хорошо видимой части – в виде движений пишущей руки. Значит, ребенка раннего возраста можно и заинтересовать только этой «двигательной» частью сложного процесса письма. И это обязательно нужно постараться сделать, поскольку именно правильные, координированные и достаточно быстрые движения руки обеспечивают скорость и разборчивость письма, без чего письменная речь не может быть полноценным средством общения. А, заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Существование такой зависимости имеет свое историческое объяснение.

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки крюки», «не руками сделано», «не руками сшито».

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить – ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Одновременно нужно привлечь внимание ребёнка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причём в направлении справа налево).

Особое значение в овладении свободой движении кисти руки имеет плавное выписывание ребёнком непрерывных, волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряжённости движений руки при письме.

В вопросах подготовки ребёнка к школе вообще и к овладению письмом – в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой.


8. НОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Я считаю, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников общей и мелкой моторики. В своей работе я применяю разнообразные формы и методы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем - они «учителя», а не «ученики» и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов, дающих наибольший эффект в развитии мелкой моторики. Дети иногда не могут выполнить элементарных движений. Самым трудным для них является выполнение движений обеими руками. Поэтому при обучении дошкольников пальчиковым играм я иду от простого к сложному, усложняя задания от игры к игре. Для этого я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, тактильно и с речевым сопровождением. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного освоения детьми движений мелкой и общей моторики.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…..», «Кулак, ребро, ладонь» и др.) Затем детям предлагаются игры более сложного характера, с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками. («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.)

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению движений.

Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи из цветного песка, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание более устойчивое, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится играть с массажным шариком Су-Джок. Эта терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, поэтому я провожу игры, воздействующие на точки стоп и рук. (хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, прокатывание мячика, нанизывание колец и т.д.) Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Во время массажа я использую музыкотерапию, ароматерапию.

Использование Су–Джок массажеров и «Чудо – валика» в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет мне значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада.

Приведу примеры использования су-джок массажеров в своей работе:

При автоматизации звуков я предлагаю детям поочередно надеть массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики.

Ребенок прокатывает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию определенного звука.

При совершенствовании лексико-грамматических категорий я выполняю с детьми упражнение «Один – много». Я качу «чудо-валик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Совершенствуя навыки пространственной ориентации, развитии памяти, внимания дети выполняют мои инструкцию:

- «Надень колечко на мизинец правой руки».

- «Возьми ежика в правую руку, и спрячь за спину».

- «Закрой глаза, я надену тебе колечко на пальчик. А ты должен назвать, на какую руку и какой палец надето колечко».

Это всего лишь некоторые примеры использования су-джок терапии в моей работе. Использование альтернативных методов и приемов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий.

Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного интереса и в этом мне помогают дидактические игры и игровые приёмы.


9. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ


Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

  • Улучшила состояние развития мелкой моторики.

  • Речь детей стала более выразительной и внятной.

  • Улучшилось звукопроизношение.

  • Дети стали более общительными.


Основными задачами коррекционного обучения для детей в детском саду являются:

  • Развитие общей моторики;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Подготовка руки к письму.


Изучив специальную литературу, и детей с недоразвитием речи, я выявила следующие закономерности. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики с детьми исследуемой группы я проводила работу, в которую входят: стишки, потешки, скороговорки, чистоговорки. Дети их с удовольствием учили и рассказывали, сопровождая движениями. Так же я проводила с детьми задания в тетрадях, где они выполняли разные виды графических упражнений. К концу года дети хорошо владеют карандашом, с интересом выполняют «графический диктант».

После проведения коррекционной работы в течении 9 месяцев можно увидеть не только улучшения в развитии мелкой моторики, но и в развитии речи.

Дети исследуемой группы стали более общительными. У всех детей улучшилось звукопроизношение, они стали уверенней общаться со своими сверстниками и со взрослыми. У неговорящих детей стала формироваться первоначальная речь (гласные звуки, лепет, простые слоги). Речь стала более интонированной, стихи и потешки стали рассказывать более выразительно, ритмично.

Более аккуратно начали выполнять штриховку. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по изодеятельности.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.



10. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.


Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности


11. РЕКОМЕНДАЦИИ.


Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

  • Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходим один показ или одно повторение, с другими детьми необходимо проработать эти движения несколько раз.

  • Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

  • Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

  • Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, движения пальцев в пальчиковой гимнастике, «превратитесь» в «Мишку», который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.


Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.















Список литературы

  1. 1.Балобанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С.-П., «Детство-пресс», 2001.

  2. Дошкольное воспитание №1, 2005.

  3. Дошкольное воспитание №2, 2005.

  4. Дошкольное воспитание №3, 2005.

  5. Дошкольное воспитание №6, 2005.

  6. Дошкольное воспитание №9, 2005.

  7. Дошкольное воспитание №11, 2005.

  8. Дошкольное воспитание №1, 2006.

  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998.

  10. Зайцева И.А., Кукушин В.С.. Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика/ Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов. н/Д: «МарТ», 2002.

  11. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

  12. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

  14. Лапухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.

  15. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 1996.

  16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: «Владо Филичева Т.Б., с», 1995.

  17. 21.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

  18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1985.

  19. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М. «Просвещение», 1987.

  20. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

  21. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет. – М.: Секачев, 2006.

  22. Безруких М. Леворукий Ребенок в школе и дома. Екатеринбург, Литур, 2001г.

  23. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.

  24. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

  25. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г

  26. Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.

  27. Левша в мире праворуких. Журнал «Дошкольное образование» №9, 1998г.

  28. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

  29. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С.-П., «Мик», 1995г.

  30. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал  «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

  31. Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.

  32. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.

  33. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи. Журнал  «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.

  34. Стань послушной рука. Вкладыш к газете  «Дошкольное образование» №16, 2003г.

  35. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал  «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.

  36. Филиппова С. Шаг за шагом. Подготовимся к письму. М., 1997г.

  37. Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Санкт-Петербург 1997 г.

  38. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.

  39. Граб А.М. Развиваем графические навыки

  40. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша

  41. Узорова О., Нефёдова Е. 500 узоров и т.д.

24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Поддубная Александра Владимировна

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства