Просмотр содержимого документа
«Обучение детей ЗОЖ-через здоровьесберегающие технологии процесса воспитания и развития»
Обучение детей ЗОЖ-через здоровьесберегающие технологии процесса воспитания и развития
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Цель: -обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи: Формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности человека
сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к ЗОЖ;
проведение уроков (занятий) с учетом здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
-Применение цветового воздействия с целью: активизировать деятельность головного мозга, внимание, память; возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах.
-Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка(аудиалы, визуалы, кинестетики).
-Организация обучения в режиме «динамических поз».
Рациональная смена видов деятельности.
-Гимнастика для глаз с целью профилактики зрительного переутомления обучающихся.
-Для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности проводятся физкультминутки, одна из которых связана с темой урока, но несет меньшую учебную нагрузку.
Хороший психологический климат на уроке. Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья обучающихся.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности
-Физкультминутки проводятся во время проведения организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.
-Артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Подвижные и спортивные игрыявляются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводим на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.
Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Пальчиковая гимнастиканаправлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.
Гимнастика ортопедическаярекомендуется детям с плоскостопием и нарушениями осанки в качестве профилактики болезней опорно-двигательного аппарата. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Упражнения для глазпроводим с целью :
- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятия напряжения;
- общего оздоровления зрительного аппарата.
Сказкотерапия.Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Учитель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Игротерапия
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении можно использовать и другие их виды…
-фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1.Соблюдайте режим дня! Выполняйте санитарно-гигиенические требования!
2.Обращайте больше внимания на питание!
3.Больше двигайтесь!
4.Спите в прохладной комнате!
5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!