Общение с использованием коммуникативного средства «GoTalk»
Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно. Для всех детей, у которых есть нарушения речевого развития, полезными могут оказаться дополнительные методы коммуникации или сочетание обычной речи и каких-то вспомогательных средств, которые помогут ребенку выразить свои мысли и желания.
Благодаря развитию технических средств появилась возможность уменьшить несоответствие между способностью понимать и выражать себя. Таким средством является Go Talk, представляет собой легкий, портативный коммуникатор, который позволяет запись и воспроизведение сообщений.
Цель: формирование умения выражать свои желания и отвечать на вопросы
Задачи:
1. Выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию
2. Понимание названий предметов
3. Понимание простых слов
4. Выражение своих желаний и просьбы о помощи
5. Развитие мелкой моторики
Go Talk - специально записывающее устройство для помощи людям в общении, имеющее кнопки записи, регулировки громкости и переключения уровней. На экране коммуникатора имеются специальные «окошки» для картинок. Наборы картинок подбираются индивидуально для каждого человека, использующего данное средство, в зависимости от его мотивации и потребностей. Количество картинок на экране меняется в зависимости от модели устройства (4, 9, 20).
Кто может быть пользователем данного средства? дети в возрасте от 3 лет, имеющие умеренные или тяжелые ограничения в области коммуникации и речи при таких состояниях как РАС (расстройства аутистического спектра), ДЦП (детский центральный паралич), ментальные нарушения, тяжелые нарушения речи; взрослые, имеющие временные расстройства речи
Коммуникатор GO TALK можно использовать во время приема пищи, отказ или выбор чего либо, получение желаемого, благодарить, задавать вопросы и т.д.
Примеры ситуаций
Предоставление выбора активности: «Что ты хочешь?», «Чем будешь заниматься?», «Ты хочешь играть или листать книгу?» (на картинке изображено несколько вариантов).
Уточнение: «Ты хочешь листать книгу?». Ответ: «Да»/«Нет» (необходимо учить детей, которые не умеют выражать согласие и отказ, отвечать вам любыми доступными средствами – словами (звуками), жестами, мимикой). В данной ситуации коммуникатор является дополнительным средством для стимулирования реакции согласия или отказа.
Уточнение выбранного варианта: «Чем ты хочешь играть?», «Что будешь делать?». Ребенок выбирает и нажимает, например, «конструктор», «строить» или «машинка».
Выбор цвета и вида объекта: «Каким цветом будешь раскрашивать/рисовать?». Ребенок отвечает, нажимая на кнопку с желтым цветом. Даете желтый карандаш.
Разговаривать с помощью коммуникатора можно не только с одним конкретным ребенком (пользователем коммуникатора), но и подгруппой детей. Это позволит организовать коллективную игру, научит детей общаться между собой, а не только с взрослым. Также это эффективный способ показать, как важно дождаться ответа собеседника, соблюдать очередность при общении. Важно с первого знакомства с коммуникатором, терпеливо и последовательно, объяснять ребенку, что с коммуникатором нужно обращаться бережно и аккуратно. Учите нажимать на поля с сообщениями указательным пальцем. Постоянно давайте понять ребенку, что коммуникатор помогает общаться, выражать себя. Обязательно хвалите ребенка, помогайте при необходимости нажимать на поля, направляя руку ребенка, не ругайте за ошибки, используйте в речи фразы: «Попробуй еще», «У тебя обязательно получится», «Я тебя понимаю!».
Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей. Как известно, чем активнее ребенок общается, тем лучше ему это удается. Если ребенок хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.