kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обоснование методов исследования связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование методов исследования связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обоснование методов исследования связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Обоснование методов исследования связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня


Изучение связной устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня проводится в соответствии с такими подходами, как психолингвистический, логопедический и нейропсихологический.

При изучении компонентов связной устной речи следует опираться на принципы анализа речевых нарушений, разработанные Р.Е.Левиной:

  • Принцип развития;

  • Принцип системного подхода;

  • Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребёнка.

Понимание проявления речевого дефекта – это неотъемлемая часть принципа развития. Необходимо не просто знать описание речевого дефекта, но и изучать его динамику: как он возник, как изменялся и как развивается со временем.

Р.Е.Левина считала, что речь – это не отдельная функция, а сложная система, включающая в себя множество взаимосвязанных уровней: фонетический, фонематический, лексический, грамматический, прагматический. Поскольку нервно-психические функции ребёнка постоянно развиваются, необходимо оценивать как непосредственно существующее речевое нарушение, так и его долгосрочное влияние на формирование и развитие познавательных и речевых способностей.

Речь играет ключевую роль в развитии ребёнка, тесно переплетаясь с другими его психическими процессами. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление и целенаправленное поведение – все эти функции развиваются с активным участием речи.

Отсутствие своевременной коррекции речевых нарушений может замедлить развитие интеллекта. Ребёнок с речевыми проблемами часто ограничен в общении, что сужает его кругозор и замедляет развитие мышления.

Речь и мышление развиваются взаимосвязано. Речь не просто передаёт информацию, но и формирует новые способы её усвоения. Она преобразует основные психические процессы: восприятие становится обобщённым, развиваются представления, совершенствуется память. С развитием лексики и грамматики ребёнок осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.

При осуществлении анализа речевого нарушения необходимо знать и учитывать динамику возрастного развития детей, провести анализ причин возникновения и спрогнозировать результаты, что вызывает потребность в знании особенностей и закономерностей речевого развития на каждом этапе онтогенеза.

Большое значение также придаётся и общедидактическим признакам:

  1. Принцип научности – специалист должен быть знаком с основами психологии, физиологии, лингвистики и логопедии, чтобы понимать причины речевых нарушений и выбирать эффективные методы коррекции;

  2. Принцип индивидуального подхода – ключевой принцип, который означает, что логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка с речевыми нарушениями и строить обучение с учётом его возраста, темпа развития, характера речевых нарушений, а также психологических и социальных особенностей;

  3. Принцип сознательности и активности – процесс коррекции речевых нарушений должен быть осознанным со стороны ребёнка и активным с его стороны. Ребёнок должен понимать, какие именно проблемы у него есть, и активно участвовать в процессе их исправления;

  4. Принцип наглядности – наглядность в обучении способствует формированию у детей правильных и чётких представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а также развитию речи и мышления. Данный принцип реализуется через использование разнообразных пособий и материалов, которые помогают детям лучше усваивать учебный материал и закреплять полученные знания и навыки;

  5. Принцип доступности – предполагает соответствие учебного материала уровню подготовки и развития ребёнка. Содержание и методы логопедической работы должны соответствовать возрастным возможностям детей. Это значит, что задания должны быть посильными для ребёнка, а методы работы – адекватными его возрасту;

  6. Принцип прочности результатов в обучении – знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, должны стать частью личного опыта учащегося и применяться им в различных ситуациях. Ребёнок должен понимать, зачем ему нужны те или иные знания и умения, как они могут быть применены в жизни.

При изучении связной монологической речи нами были выделены следующие компоненты изучения связного речевого высказывания:

  • Языковой компонент (изучение лексико-грамматического строя речи у дошкольников, автор: О.Е.Грибова);

  • Лингвистический компонент (изучение умения составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам, по нескольким предметным картинкам, составлять текст по серии сюжетных картин, автор: В.П.Глухов);

  • Когнитивный компонент (изучение таких высших психических функций, как память, внимание, мышление, авторы: О.М.Дьяченко, Р.С.Немов).

Для изучения связной речи необходимо применять различные методы: теоретические (библиографический, аналитико-синтетический), эмпирические (наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), тесты, анкеты, беседы, анализ результатов деятельности, сбор и анализ анамнестических данных и др.), количественный и качественный анализ полученных данных, а также интерпретационные методы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Захлебина Юлия Алексеевна

Дата: 09.06.2024

Номер свидетельства: 652426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства