Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами
Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. У старших дошкольников с проблемами речи процесс развития семантики и грамматических категорий значительно затруднён. Разработка раскрывает работу над обогащением лексики детей с ОНР антонимами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами»
Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами.
Пашинина Е.В.,
учитель – логопед МДОУ «Детский сад №28»
Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состояние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.
Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — отнять, веселый — грустный, друг — противник), так и однокорневые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколько антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (задача)— трудная; легкая (походка) — грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильный} легкая (музыка)—серьезная; легкий (сон) — глубокий.
Употребляются антонимы обычно втех случаях, когда необходимо подчеркнуть качественную или количественную, пространственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь — там, всегда — иногда).
Дети дошкольного возраста умеют различать слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа большой – маленький, высокий – низкий, рано – поздно.
У старших дошкольников с проблемами речи процесс развития семантики и грамматических категорий значительно затруднён. Словарный запас у детей с ОНР характеризуется прежде всего незнанием, недостаточным пониманием значения некоторых слов, что приводит к ошибкам в их употреблении. Например: куст называют «деревом», лапу – «ручкой»; прибегают к замене названия предмета его действием: «блюдце» - это кушать, «утро»-«пора вставать».
Строя фразу, ребёнок пытается подобрать слово, которое правильно выразило бы его мысль. Часто ему это не удаётся: «Моя подушка мягкая, а твоя – чёрствая». Дети с интересом подбирают к названным словам, противоположные по значению, но иногда, чтобы облегчить себе задачу, в ответ произносят слова с частицей не – (небыстрый вместо медленный, недлинный вместо короткий).
Работа над обогащением лексики детей с ОНР антонимами является одним из немаловажных этапов формирования и развития смысловой стороны речи. На первом этапе (на пятом году жизни детей) необходимо подобрать парные картинки, чтобы дети наглядно увидели разницу между антонимами, например: чистый мальчик – грязный мальчик, старая книга – новая книга; днём светло – ночью темно, машина далеко – машина близко и т.д. Используются приёмы работы с изолированными словами:
- уточнение смысла слов в стихах – рифмовках:
Кто в доме любит чистоту, Паутиной дом зарос
Одет всегда опрятно Грязная рубаха
О человеке говорят Про такого говорят
Он очень …аккуратный. Человек - …неряха.
- подбор антонимов к заданному слову: тихо - …, трудно - …;
- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой
волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа
Л.Н. Толстого); «готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а
лень портит»
- заучивание и отгадывание загадок:
Бывает он в холод, бывает и в зной,
Бывает он добрый, бывает и злой,
В открытые окна нежданно влетит.
То что – то прошепчет, то вдруг загудит,
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять. (ветер)
- договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а
зимой…(холодно, студёно, морозно); «Все люди радовались весне, а
Снегурочка…(грустила, печалилась)
После того, как дети усвоят антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочинённых предложений типа: «Этот мальчик грязный, а этот – чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите поиграть в игру «Наоборот»: «Всё, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю : «Эта машина близко»; вы говорите: «Эта машина не близко, а далеко». Используются задания на составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный – глупый, весело - скучно).
Очень эффективным в работе над антонимией является использование сказок, в которых герои либо упрямы и делают всё наперекор (наоборот), либо герои - волшебники («Кривелла», «Оборотень»), которым надо помешать изменить ход уже известных детям сказок, расколдовать героев («злого Айболита», «грустного Карлсона», «ленивую Золушку» и.т.д). Эти сказки придумывает сам педагог, либо предлагает детям пофантазировать и придумать собственные истории.
На более позднем этапе весьма плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова, является одновременное использование синонимов и антонимов. Например:
Свежий (вечер) - прохладный – тёплый
Свежий(воздух) – чистый - спёртый
Свежий (воротник) – чистый – грязный
Свежий(журнал) – новый – старый
Свежий(хлеб) – мягкий – чёрствый
Работа с текстами – один из наиболее сложных элементов в системе работы над антонимами, так как затрагивают сразу несколько компонентов: лексику, связную речь (пересказ), логическое мышление.
Прослушав рассказ, дети должны преобразовать его в историю «наоборот»:
«Долго я был плохим мальчиком. Руки у меня всегда были грязные, одевался небрежно. В садике озорничал, меня часто ругали. Грустно я плёлся домой, потому что дома меня мама наказывала. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? И стал я другим…»
Вариант рассказа ребёнка:
«Я стал другим, хорошим мальчиком. Руки всегда были чистыми, одевался аккуратно. В садике был послушным, другим детям меня ставили в пример. Радостно я бежал домой, дома мама меня хвалила, угощала чем- нибудь вкусненьким.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике. Только при этих условиях сложная семантика слов – антонимов станет доступной дошкольникам.