kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением.   У старших дошкольников с проблемами речи процесс развития семантики и грамматических категорий значительно затруднён.   Разработка раскрывает работу над обогащением лексики детей с ОНР антонимами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами»

Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами.

Пашинина Е.В.,

учитель – логопед МДОУ «Детский сад №28»



Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, обозначающие контрастные понятия, антонимы могут характеризовать состоя­ние (молодость — старость, труд — лень, здоровый — больной, прилежный — ленивый), деятельность (работать — отдыхать), явления природы (жара — холод, восход — закат, пасмурный — ясный), пространственные и временные отношения (далеко — близко, левый — правый, день — ночь, зимой — летом) и т. п.

Антонимы могут быть как разнокорневые (прибавить — от­нять, веселый — грустный, друг — противник), так и однокор­невые (прибавить — убавить, веселый — невеселый, друг — недруг). Не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей, карандаш, корова и др. В то же время некоторые слова, если они многозначны, могут иметь несколь­ко антонимов, например: легкая (ноша) — тяжелая; легкая (за­дача)— трудная; легкая (походка) — грузная; легкий (табак) — крепкий; легкий (мороз)—сильный} легкая (музыка)—серь­езная; легкий (сон) — глубокий.

Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда не­обходимо подчеркнуть качественную или количественную, про­странственную или временную противоположности (светлый — темный, короткий — длинный, здесь — там, всегда — иногда).

Дети дошкольного возраста умеют различать слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа большой – маленький, высокий – низкий, рано – поздно.

У старших дошкольников с проблемами речи процесс развития семантики и грамматических категорий значительно затруднён. Словарный запас у детей с ОНР характеризуется прежде всего незнанием, недостаточным пониманием значения некоторых слов, что приводит к ошибкам в их употреблении. Например: куст называют «деревом», лапу – «ручкой»; прибегают к замене названия предмета его действием: «блюдце» - это кушать, «утро»-«пора вставать».

Строя фразу, ребёнок пытается подобрать слово, которое правильно выразило бы его мысль. Часто ему это не удаётся: «Моя подушка мягкая, а твоя – чёрствая». Дети с интересом подбирают к названным словам, противоположные по значению, но иногда, чтобы облегчить себе задачу, в ответ произносят слова с частицей не (небыстрый вместо медленный, недлинный вместо короткий).

Работа над обогащением лексики детей с ОНР антонимами является одним из немаловажных этапов формирования и развития смысловой стороны речи. На первом этапе (на пятом году жизни детей) необходимо подобрать парные картинки, чтобы дети наглядно увидели разницу между антонимами, например: чистый мальчик – грязный мальчик, старая книга – новая книга; днём светло – ночью темно, машина далеко – машина близко и т.д. Используются приёмы работы с изолированными словами:

- уточнение смысла слов в стихах – рифмовках:

Кто в доме любит чистоту, Паутиной дом зарос

Одет всегда опрятно Грязная рубаха

О человеке говорят Про такого говорят

Он очень …аккуратный. Человек - …неряха.

- подбор антонимов к заданному слову: тихо - …, трудно - …;

- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой

волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа

Л.Н. Толстого); «готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а

лень портит»

- заучивание и отгадывание загадок:

Бывает он в холод, бывает и в зной,

Бывает он добрый, бывает и злой,

В открытые окна нежданно влетит.

То что – то прошепчет, то вдруг загудит,

Притихнет, умчится, примчится опять,

То вздумает по морю волны гонять. (ветер)

- договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а

зимой…(холодно, студёно, морозно); «Все люди радовались весне, а

Снегурочка…(грустила, печалилась)

После того, как дети усвоят антонимы, желательно закрепить их на материале сложносочинённых предложений типа: «Этот мальчик грязный, а этот – чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предложите поиграть в игру «Наоборот»: «Всё, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю : «Эта машина близко»; вы говорите: «Эта машина не близко, а далеко». Используются задания на составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный – глупый, весело - скучно).

Очень эффективным в работе над антонимией является использование сказок, в которых герои либо упрямы и делают всё наперекор (наоборот), либо герои - волшебники («Кривелла», «Оборотень»), которым надо помешать изменить ход уже известных детям сказок, расколдовать героев («злого Айболита», «грустного Карлсона», «ленивую Золушку» и.т.д). Эти сказки придумывает сам педагог, либо предлагает детям пофантазировать и придумать собственные истории.

На более позднем этапе весьма плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова, является одновременное использование синонимов и антонимов. Например:

Свежий (вечер) - прохладныйтёплый

Свежий (воздух) – чистый - спёртый

Свежий (воротник) – чистый – грязный

Свежий (журнал) – новый – старый

Свежий(хлеб) – мягкий – чёрствый

Работа с текстами – один из наиболее сложных элементов в системе работы над антонимами, так как затрагивают сразу несколько компонентов: лексику, связную речь (пересказ), логическое мышление.

Прослушав рассказ, дети должны преобразовать его в историю «наоборот»:

  1. «Долго я был плохим мальчиком. Руки у меня всегда были грязные, одевался небрежно. В садике озорничал, меня часто ругали. Грустно я плёлся домой, потому что дома меня мама наказывала. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? И стал я другим…»

  2. Вариант рассказа ребёнка:

«Я стал другим, хорошим мальчиком. Руки всегда были чистыми, одевался аккуратно. В садике был послушным, другим детям меня ставили в пример. Радостно я бежал домой, дома мама меня хвалила, угощала чем- нибудь вкусненьким.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике. Только при этих условиях сложная семантика слов – антонимов станет доступной дошкольникам.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обогащение речи старших дошкольников с ОНР антонимами

Автор: Пашинина Елена Викторовна

Дата: 18.01.2023

Номер свидетельства: 623409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»"
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_obogashchaem_slovar_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "576165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616350214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства