kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:

  1. Наименование опыта: «Формирование связной речи у  детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии  Т.А. Ткаченко ___________________________ с. 3
  2. Условие возникновения опыта______________________________________с.3
  3. Актуальность опыта_______________________________________________с.3
  4. Теоретическая база опыта_______________________________________с. 3 -5
  5. Новизна опыта___________________________________________________с.5
  6. Ведущая педагогическая идея опыта_________________________________с.5
  7. Технология опыта_____________________________________________с.5 - 12
  8. Результативность опыта__________________________________________с.12
  9. Адресная направленность опыта___________________________________с.12
  10. Трудоёмкость опыта______________________________________________с.13

 

Приложение № 1 «Перспективный план работы по формированию связной  речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2012-2013 учебный год»__ 14- 32_________с.

Приложение № 2 «Перспективный план работы по формированию связной   речи в подготовительной  группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2013-2014 учебный год»  _33-50___с.

Приложение № 3 Диагностический материал по проблеме:  «Формирование связной    речи у детей с общим недоразвитием речи» ___51-59_с.    

Приложение № 4 Аналитический  материал по проблеме:  «Формирование связной    речи у детей с общим недоразвитием речи   в старшей группе и подготовительной»___60-_65___с.  

Приложение № 5 Конспекты занятий по формированию связной   речи детей с ОНР по технологии  Т.А. Ткаченко. »___66-_76___с. 

Приложение № 6 Иллюстративный материал к занятиям по формированию связной    речи   у детей с общим недоразвитием речи. ___77-_79___с. 

Приложение № 7  Фонетические рассказы для индивидуальной работы ___80-_88___с. 

Приложение № 8  Работа с воспитателями   консультация:  «Развитие связной речи у детей с нарушениями речи» »___89-_92__с. 

Приложение № 9 Работа с родителями по  формированию связной  речи    у детей с общим недоразвитием речи________93-96 с.

Приложение № 10 Литература______________97-98 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко »

Министерство образования и науки РФ

МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка»












«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко».









Опыт обобщен:

Учителем-логопедом

МБДОУ

«Детский сад №65-ЦРР»

Волокитиной Ольгой Михайловной

2015 год






Содержание:


  1. Наименование опыта: «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР по средствам технологии Т.А. Ткаченко ___________________________ с. 3

  2. Условие возникновения опыта______________________________________с.3

  3. Актуальность опыта_______________________________________________с.3

  4. Теоретическая база опыта_______________________________________с. 3 -5

  5. Новизна опыта___________________________________________________с.5

  6. Ведущая педагогическая идея опыта_________________________________с.5

  7. Технология опыта_____________________________________________с.5 - 12

  8. Результативность опыта__________________________________________с.12

  9. Адресная направленность опыта___________________________________с.12

  10. Трудоёмкость опыта______________________________________________с.13


Приложение № 1 «Перспективный план работы по формированию связной речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2012-2013 учебный год»__ 14- 32_________с.

Приложение № 2 «Перспективный план работы по формированию связной речи в подготовительной группе у детей с общим недоразвитием речи по технологии Ткаченко Т.А. на 2013-2014 учебный год» _33-50___с.

Приложение № 3 Диагностический материал по проблеме: «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи» ___51-59_с.

Приложение № 4 Аналитический материал по проблеме: «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе и подготовительной»___60-_65___с.

Приложение № 5 Конспекты занятий по формированию связной речи детей с ОНР по технологии Т.А. Ткаченко. »___66-_76___с.

Приложение № 6 Иллюстративный материал к занятиям по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. ___77-_79___с.

Приложение № 7 Фонетические рассказы для индивидуальной работы ___80-_88___с.

Приложение № 8 Работа с воспитателями консультация: «Развитие связной речи у детей с нарушениями речи» »___89-_92__с.

Приложение № 9 Работа с родителями по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи________93-96 с.

Приложение № 10 Литература______________97-98 с.














  1. Наименование опыта: «Формирование связной речи у детей с ОНР по средствам технологии Ткаченко Т.А.»


Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».


  1. Условие возникновения опыта.

Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 65 - Центр развития ребёнка», на базе групп для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.

У автора подобран необходимый материал, что позволило начать работу по развитию связной монологической речи у детей.


  1. Актуальность опыта.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением стандартов ДОУ к содержанию дошкольного образования. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

(«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение связной повествовательной речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной повествовательной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речи.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая нарушается тяжело у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретическую и практическую значимую проблему.

Поэтому особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи и поиск новых методов и приемов обучения , авторских технологий.


  1. Теоретическая база опыта.

В данной работе автор использует основы теории оптимизации обучения Бабанского. Автор ставит во главу своей деятельности следующие принципы:

  • научность;

  • системность;

  • доступность.

При этом автор опирается на исходные принципы технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:

  • принцип опережающего обучения;

  • принцип субъектности ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Ребенок является субъектом, а не объектом обучения.

  • принцип проблемности как условие мотивации;

  • принцип моделирования. Выявленное отношение дошкольники воспроизводят в особых предметных, графических моделях, позволяющих изучать свойства объекта знаний в чистом виде.

При организации воспитательно-образовательного процесса автор реализует основные аспекты технологии компенсирующего обучения детей с общим недоразвитием речи:

Основные компенсирующие элементы (средства) коррекционно-развивающего пространства:

  • любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);

  • понимание детских трудностей и проблем;

  • принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками;

  • сострадание, участие, необходимая помощь;

  • обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

При этом не меньшее значение имеют различные ви­ды педагогической поддержки в усвоении знаний на занятии, используемые автором:

  • обучение без принуждения (основанное на инте­ресе, успехе, доверии);

  • занятие как система коррекции, в результате которого каждый ребенок начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение учебного ма­териала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процес­се восприятия материала;

  • использование ориентировочной основы дейст­вий (опорных сигналов);

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • дополнительные упражнения в повседневной деятельности;

  • оптимальность темпа с позиции полного усво­ения.


Теоретический подход к данной проблеме основывается на исследованиях, сформированных в трудах О. С. Ушаковой: «Рассказывание по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующие его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст».

Подход Т. А. Ткаченко к проблеме формирования связной речи.

Автор для обследования применяет рекомендации, созданные Т.А. Ткаченко. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок дей­ствий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает обра­зец рассказа логопеда.

Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. На­глядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; услож­нение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разно­образить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. В этом виде рассказыва­ния непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на магнитной доске с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на магнитной доске.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Нагляд­ность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сю­жетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; об­разец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказы­вания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение дос­тигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. На­глядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем ис­пользования образца логопеда и его вопросного плана.

Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще бо­лее усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (см. Схе­мы для составления описательных и сравнительных рассказов. «Издательство ГНОМ и Д», 2001 ).

Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Представленная система апробировалась, формировалась и уточнялась автором в тече­ние примерно 20 лет. Особенности ее в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не вла­деют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня пред­метов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

Упражнения были расположены в порядке возрастающей слож­ности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы:

  • составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

  • составление предложений по трём картинкам, связанным тематически;

  • пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

  • составление рассказа по картине или серии сюжетных картинок;

  • сочинение рассказа на основе личного опыта;

  • составление рассказа-описания.

В основе своей деятельности автор опирается на методические требования к занятиям по обучению детей с общим недоразвитием речи рассказыванию, сформулированные В. П. Глуховым. «При проведении всех занятий по обучению детей рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на серии картин сюжета- с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий…; специальный языковый разбор текста для пересказа или речевого образца; речевые - лексические и грамматические упражнения; игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка)».


Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва Мозаика-синтез 2007.

  • Программа Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условия специального детского сада», Москва 1993 год, издательство «Альфа».

В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребенка, создание условий для его психолого-педагогического сопровождения посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий на основе ФГОС ДОУ.


  1. Новизна опыта.

Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем современной парадигме образования – стандартизации дошкольного образования. Предпринята попытка осуществить системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам, с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.

Новизна состоит в попытке внедрения педагогической технологии развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста разработанных Ткаченко Т.А. т, включающей поэтапное формирование речевых умений, значимых для построения текста по картине и серии сюжетных картин.


  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной монологической речи относится формирование специальных моментов, потребности в употреблении связных высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоения соответствующих синтаксических средств построения развёрнутого сообщения.

Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Автор свою работу выстраивает на основных методах и приёмах, сформулированных Т.А. Ткаченко, В. П. Глуховым, О. С. Ушаковой, помогающих реализовать возможность использования активных методов обучения при развитии связной монологической речи детей.


  1. Технология опыта.


Цель работы:

Обосновать и выявить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А.

Задачи:

  1. Отобрать, синтезировать и проанализировать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отраженным материалом в литературе по данной проблеме.

  2. Выявить и раскрыть сущность понятия «связная речь», особенности работы по ее развитию у детей с общим недоразвитием речи.

  3. Найти соответствующую методику для исследования формирования связной повествовательной речи у детей с общим недоразвитием речи.

  4. Организовать обследование формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

  5. Спроектировать комплексный перспективный план по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием активных методов обучения разработанных Ткаченко Т.А.

  6. Педагогически обоснованно выстроить рациональную структуру занятия по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

  7. Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

  • Формировать навыки построения связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

  • Обучать лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка у детей с общим недоразвитием речи.

  • Развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

  • Активизировать и развивать ряд психических процессов (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения у детей с общим недоразвитием речи.

  • Развивать нормы построения высказывания: тематическое единство, соблюдение последовательности в передачи событий, логическая связь между частями, фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, его соответствие теме у детей с общим недоразвитием речи.

  • Привлечь родителей к активному сотрудничеству формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А.

  1. Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием активных методов обучения, при реализации авторской технологии Ткаченко Т.А. Выявить динамику и эффективность данной работы.

  2. Составить рекомендации для родителей по формированию связной монологической речи, у детей с общим недоразвитием речи в семье.


Работу над формированием связной речи автор осуществлял по следующим этапам:


I этап: Диагностический.

Задача: Организовать обследование формирования связной речи с опорой у детей с общим недоразвитием речи.


II этап: Развивающий.

Задача: Организовать работу по реализации перспективного плана по формированию связной речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А., у детей с общим недоразвитием речи.


2.1. Подготовительный.

Деятельность на данном этапе:

  • работа по формированию речи с опорой на готовый сюжет с предъявлением картинок, на которых изображено только одно действие. (Например: мальчик одевается, девочка причёсывается...).

Методы работы:

  • наглядный,

  • словесный.

Приёмы:

  • рассматривание,

  • рассказывание по зрительному восприятию,

  • совместное, коллективное рассказывание; Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с учителем-логопедом отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Педагог может повторить весь рассказ целиком, вставляя свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

  • объяснение.


2.2. Становление повествовательной речи.

Деятельность на данном этапе:

  • продолжение обучению описания сюжетных картинок;

  • проводятся беседы по сюжетным картинкам;

  • фиксируется очерёдность картинок;

  • беседы заканчиваются обобщением.

Методы работы:

  • наглядный;

  • словесный;

  • продуктивный.

Приёмы:

  • рассказывание по зрительному восприятию,

  • речевой образец рассказа, пересказ,

  • рассматривание и беседа по содержанию,

  • объяснение,

  • образец – это краткое живое описание или изложение какого-либо события педагогом, доступное детям для подражания и заимствования; Образец произносится четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Учитель-логопед ь при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах буквальное подражание образцу.

2.3. Формирование повествовательной речи.

Деятельность на данном этапе:

  • задачи обучения усложняются;

  • детей обучают, связно, последовательно описывать события на картинках;

  • продолжается обучение построению рассказа, умению выстраивать сюжетную линию высказывания;

  • формируется представление о композиции рассказа;

  • активизируется поиск образных средств выражения и способов внутритекстовых связей.

Методы работы:

  • наглядный,

  • словесный,

  • практический (инсценирование).

Приёмы:

  • основной приём образец,

  • рассказ по плану; план рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательности. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. При повествовании он способствует отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.

  • рассказ по памяти,

  • использование наводящих вопросов,

  • составление рассказа по частям,

  • коллективное обсуждение,

  • анализ образца,

  • использование указаний и объяснений,

  • инсценировка по отработанной серии,

  • составление детьми рассказов аналогичных данным сериям.

2.4. Заключительный.

Деятельность на данном этапе:

  • самостоятельное составление описания и повествования по картинкам,

  • установление причинно-следственных связей,

  • соблюдение соответствующей структуры,

  • использование образной речи,

  • моделирование и мнемотехника.

Методы работы:

  • наглядный,

  • словесный,

  • практический,

  • продуктивный.

Приёмы:

  • рассказывание по много эпизодным картинкам;

  • составление рассказа подгруппами-«командами»; Дети сами определяют внутри команды, кто будет рассказывать по каждой из картинок.

  • составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам;

  • придумывание творческого рассказа-повествования (последовательного во времени); Использование приемов творческого рассказывания автором на этом этапе занимает особое место в системе коррекционно-развивающей работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Т.А. Ткаченко, Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева). Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

  • оформление в виде книжек-раскладушек;

  • использование мнемотаблиц;

  • наглядное моделирование, использование схематических изображений персонажей и выполняемых ими действий. При этом метод наглядного моделирования способствует: усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины; определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.





III. этап - Итоговый.

Задачи:

  1. Сформулировать выводы по результатам исследования формирования связной монологической у детей с общим недоразвитием речи с использованием авторской технологии Ткаченко Т.А. Выявить динамику и эффективность данной работы.

  2. Составить рекомендации для родителей, по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в семье.

Таким образом, перспективный план основывается на лексические темы. Подобраны активные приемы работы по формированию связной монологической речи в непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» и при организации подгрупповой и индивидуальной работы. Кроме этого осуществляется взаимосвязь с родителями по развитию связной монологической речи у детей через консультации, просмотр занятий, проведение родительских собрании, оформление родительских уголков, папок передвижек.


Принципы работы по реализации плана:

  • построение работы на диагностической основе;

  • системность проведения;

  • доступность;

  • наглядность обучения;

  • цикличность построения занятий;

  • проблемость обучения;

  • развивающий и воспитательный характер учебного материала;

  • проведение образовательной деятельности в естественной, доброжелательной обстановке, в игровой форме.

Основная форма проведения работы – базовый вид образовательной деятельности «Развитие речи»

Принципы педагогического взаимодействия на занятии:

  • гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала дошкольников);

  • эмоциональная вовлечённость;

  • равенство в общении и партнёрство в деятельности.


Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент.

  • введение в тему занятия, создание положительного настроя, коррекция психофизических функций;

  • включение в работу детей с первых минут занятия;

  • вводятся релаксационные, мимические и имитирующие упражнения (по теме занятия);

  • используется психогимнастика.

  1. Основная часть занятия.

  • сообщение темы занятия;

  • рассматривание картинок- эпизодов;

  • беседы по содержанию каждой картинки;

  • составление плана;

  • динамическая пауза;

  • составление последовательного рассказа или пересказ текста;

  • гимнастика для глаз;

  • пальчиковая гимнастика;

  • работа в тетради по теме (развитие мелкой моторики).

  1. Заключительная часть.

  • обобщающая беседа;

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль.

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих нарушения речевой деятельности, вызывает трудности в работе педагогов – практиков. Именно поэтому обучение детей лексически богатой, чёткой и правильно грамматически сформированной связной речью – одна из основных задач в системе логопедических занятий. Формирование связной монологической речи детей ведётся автором на основе общения, межличностного взаимодействия педагога и детей при реализации образовательной области «Развитие речи».

Критериями развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста является:

  • связность,

  • последовательность,

  • логичность.

Показатель связности речи – использование звуковых средств связи; показатель последовательности – соответствие порядка следования предложений в тексте, последовательности событий по картинкам; логичность – соответствие текста теме картинок, правильная композиционная структура, соответствующая законом построения правильного суждения.


Основные приёмы работы по сериям сюжетных картинок, которые использованы автором в процессе занятий с группой детей или подгруппой в 3 – 5 человек.

  1. Логопед даёт образец рассказа, а дети повторяют.

  2. Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.

  3. Воспитатель даёт начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ.

  4. Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображён на картинках.

  5. Педагог размещает серию картинок, дети рассматривают их. Учитель- логопед знакомит их с их содержанием, затем даёт каждому ребёнку по одной картинке-эпизоду. педагог повторяет рассказ, а ребёнок находит и показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.

  6. Педагог читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.

  7. Учитель-логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребёнку даёт по картинке–эпизоду. Повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

  8. Педагог раздаёт детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны выбрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

  9. На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Педагог задаёт наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить причинно-следственные связи.

  10. Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Педагог даёт план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Вслед за этим дети составляют рассказ по картинкам.

  11. Детям раздаётся по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, воспитатель спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?». Каждый ребёнок должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней карточка, показанная педагогом. Получив все карточки своей серии, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

  12. Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. учитель-логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

  13. Дети получают серию сюжетных картинок, определяют их последовательность. Каждый ребёнок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один из них в заключении даёт полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей (это занятие рекомендуется для группы детей из 3-5 человек).

  14. Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Каждый ребёнок подбирает в нужном порядке картинки-эпизоды и передаёт содержание каждой, составив, таким образом, целый рассказ.

  15. Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, педагог спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?». Каждый ребёнок должен посмотреть на свою картинку и установить, подходит ли к ней картинка, показанная воспитателем. Получив все картинки своей серии, ребёнок раскладывает их в определённой последовательности и составляет связный рассказ.

  16. Составив рассказ по серии сюжетных картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют рассказ предыдущим или последующим событием.

  17. После составления рассказа дети с помощью педагога передают его содержание в лицах.

  18. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи. Применение символов для опосредованного запоминания.

  19. Приём моделирования. Используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.


  1. Результативность опыта.

Подводя итоги работы, автор отмечает, что системный подход в обучении, специальное планирование, разнообразие форм и приёмов обучения с учётом особенностей детей с общим недоразвитием речи, получены хорошие результаты.

Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи 2012-2013учебный год.



Уровень развития

Параметры оценки

Соответствие изображённой

ситуации

Уровень смысловой целостности и связности

Характер языкового оформления.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий уровень

21%

77%

14%

42%

-

21%

Средний уровень

56%

21%

35%

42%

42%

56%

Низкий уровень

21%

-

46%

14%

54%

15%


Подготовительная группа для детей с общим недоразвитием речи

2013-2014 учебный год.



Уровень развития

Параметры оценки

Соответствие изображённой

ситуации

Уровень смысловой целостности и связности

Характер языкового оформления.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий уровень

77%

92%

46%

84%

30%

77%

Средний уровень

23%

7%

53%

15%

61%

23%

Низкий уровень

-

-

-

-

7%

-


По данным диагностики видно, что систематическая работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи повествовательной речи позволила сформировать у детей навыки выявления временной и логической последовательности событий, изображённых на картинном материале и умение составлять на этой основе устный рассказ. Это, в свою очередь, создало условия для успешной адаптации детей в школе.

  1. Адресная направленность опыта.

Данный опыт может быть использован воспитателями детских садов для детей с нарушением речи в работе по развитию связной речи, используя опору на серию сюжетных картинок. Предложенная система рассчитана для детей старшей и подготовительной групп с общим недоразвитием речи.


  1. Трудоёмкость опыта.

Работа по данной теме предполагает высокий уровень подготовки учителя-логопеда, умением методически правильно подбирать активные методы и средства коррекционно-развивающего развития. А так же наличия обширного наглядного и методического материала.

Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя-логопеда, воспитателей и родителей.










Приложение № 10


Литература.


  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 400с.

  2. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст]: /Р.А. Белова-Давид. - М.: «Просвещение», 1972.-231с.

  3. Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст]: /В.В. Гербова. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2002. -159с.

  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] /В.П. Глухов – М.: «АРКТИ», 2002. – 144 с.

  5. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года/ худ. И.Ф. Дукк [Текст] /Н.Н. Гусарова – СПб.: «Детство-Пресс», 1998. – 24 с.

  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов [Текст] /Л.Н. Ефименкова – М.: «Просвещение», 1981. – 112 с.

  7. Журова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопедов [Текст] /Н.С. Журова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – 2-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1990 – 239 с.

  8. Кузнецова, Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004.

  9. Корнев А.Н. Как научить ребенка говорить, читать и думать [Текст] /А.Н. Корнев, Е.Н. Старосельская – Спб.: «Паритет», 2001. – 48 с.

  10. Куражева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками [Текст] /Н.Ю. Куражева, Вараева Н.В. – Спб.: «Речь», 2005. – 96 с.

  11. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения: планирование и конспекты [Текст] /Е.А. Лапп – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 256 с.

  12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] /С.А. Миронова – М.: «Просвещение», 1991. – 200 с.

  13. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду (5-6 лет) / Л. Н. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. . –– М: Гном и Д. - 2001 г.

  15. Ткаченко Т.А., Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций    для занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). – М.:  ГНОМ и  Д, 2003.

  16. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)

  17. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов [Текст] /Т.А. Ткаченко – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.

  18. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда [Текст] /Т.А. Ткаченко – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.

  19. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006.

  20. Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи» Коррекция общего недоразвития речи у детей с 6 лет» М.: «Издательство ГНОМ и Д», -1999 –с. 133.

  21. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста 5- 7 лет» М.: Издательство «Ювента» – 2007 год.

  22. Ткаченко Т. А. «Логические упражнения для развития речи» М.: «Книголюб – 2005 год 56 стр.

  23. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003-24с.+ 8с. цвет, вклейка. (Практическая логопедия.)

  24. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -40 с. (Практическая логопедия.)

  25. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

  26. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки С,З, Ц — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

  27. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р,Рь— М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

  28. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Л,Ль. — М.: АРКТИ, 2004. — 33 с: ил. (Биб-ка практикующего ло­гопеда: Учим произносить правильно)

  29. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] /О.С. Ушакова – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.

  30. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» ч.2 подготовительная группа

  31. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие [Текст] /Т.Б. Филичева., Т.Б. Туманова – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80с.

  32. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] /Т.Б. Филичева., Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224с.

Список используемых цифровых образовательных ресурсов.

festival.1september.ru

http://www.o-detstve.ru/

doshvozrast.ru

imc-eduekb.ru

twirpx.com

detsad-kitty.ru

logoburg.com

logoped.ru

logomag.ru

logopediya.com

logopedmaster.ru

http://www. rustoys. ru/index.htm

http://www. karapuz.com http://azps.ru/baby/talk.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волокитина Ольга Михайловна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства