Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии
Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии
Одним из наиболее важных синдромов дизартрии явялется синдром артикуляционных расстройств, который может возникнуть при нарушениях артикуляционной моторики, которые сочетаются между собой. Мы можем наблюдать у детей-дизартриков парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы. При спонтанном речевом потоке речь таких детей не четкая, звукопроизношение значительно ухудшается. Таким детям сложно переключиться с одной артикуляции на другую, снижаются и ухудшаются качества артикуляционных движений, снижается врям фиксации артикуляционной позы, а также количества правильно выполненных движений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы коррекции артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии»
Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств. У детей-дизартриков, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы.Речь детей с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в трудности переключения с одной артикуляции на другую, в снижении и ухудшении качества артикуляционных движений, в снижении времени фиксации артикуляционной позы, в снижении количества правильно выполненных движений.
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный подход – это: самомассаж щёк, губ, языка; логопедический массаж; артикуляционная гимнастика; мимическая гимнастика и нетрадиционные упражнения на развитие артикуляции.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно, дифференцированно.
Наиболее подвижным речевым органом является язык. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на: - переднеязычные: зубные звуки[т], [т'], [д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н']; нёбно-зубные звуки [ш], [щ], [ж], [р], [р'], [ч]; - среднеязычный [й]; - заднеязычные [к], [ к'], [г], [ г'], [х], [ х'].
Именно это и легло в основу разработки нетрадиционных упражнений для развития артикуляционной моторики у детей. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так и воспитателями и родителями в домашних условиях. Цель упражнений: развить способность быстро и чётко переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Описание упражнений.
Работа начинаетсяс выкладывания ребёнком геометрических фигур с помощью шнурка на фланелеграфе (круг, дуга, треугольник, квадрат и т.д. в зависимости от количества гласных звуков) с последующим плавным произнесением на одном выдохе одного из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы), затем нескольких звуков (аaaaaooooooo, аaaaaууууууыыыы и т.д.) с чёткой их артикуляцией. При этом используются голосовые упражнения (повышение и понижение голоса, удлинение произнесения звуков и усиление голоса). Далее работа проводится с согласными звуками. Ребёнок выкладывает на фланелеграфе или магнитной доске треугольник, обозначает вершины заданными логопедом прямыми или обратными слогами из букв разрезной или магнитной азбуки и затем проговаривает их, начиная от каждой вершины в направлении по и против часовой стрелки. Согласные берутся разного артикуляционного уклада. Например – переднеязычный зубной звук [с], переднеязычный нёбно-зубной звук [ш] и заднеязычный [к]. Сначала проговариваются прямые слоги с одним гласным звуком: КА-СА-ША, КА-ША-СА, СА-КА-ША, СА-ША-КА, ША-КА-СА, ША-СА-КА. Затем с разными гласными звуками: КА-СО-ШУ, КА-ШУ-СО и т.д. И далее, как усложнение, проговаривание слогов со стечением согласных звуков: КТА-СТА-ШТА, КТА-ШТА-СТА, ТКА-ТСА-ТША и т.д. Аналогичная работа проводится с обратными слогами.
Требования к проведению упражнений: в процессе выполнения упражнений обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, переключаемость с одного звука или слога на другой.
Методика проведения упражнений: 1. логопед рассказывает о выполнении упражнений; 2. предлагает ребёнку образец выполнения упражнения; 3. контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
Форма проведения упражнений может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (3-4 человека).