Просмотр содержимого документа
«Нейропсихологическое объяснение стимуляции процессов памяти во время логопедических занятий »
Нейропсихологическое объяснение стимуляции процессов памяти во время логопедических занятий
В данной статье на основе проведенного анализа современной литературы подано нейропсихологическое объяснение стимуляции памяти во время логопедических занятий в школе путем воздействия на анализаторы разной модальности. Автором подчеркнуты перспективы использования активизации не специфической памяти во время занятий средствами воздействия на лимбическую систему головного мозга через носовой анализатор.
Процессы реформирования системы образования обязаны активизировать поиски путей повышения эффективности работоспособности на логопедических занятиях на основе применения новых информационных технологий, направленных на усовершенствование учебно-воспитательного процесса, всех его путей, а также развитие и саморазвитие целостной личности обучающего.
Но в связи с повышением роли самостоятельной работы ученика, значительный объем информации, который постоянно увеличивается благодаря современным информационным технологиям, делает и не без того недостаточные по объему и количеству занятия в школе потоком тезисной информации с часто недостаточными для качественного формирования понятий пояснениями.
Ссылаясь на это, ЦЕЛЬЮ моей статьи стал поиск путей усовершенствования обучения через нейропсихологическое объяснение стимуляции памяти во время логопедических занятий в школе.
Нейропсихология- это наука, предметом которой есть изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологий, и в первую очередь- на материале локальных поражений головного мозга. Эта наука способна .с одной стороны, объяснить разнообразную клинику нарушений сенсорных, двигательных и речевых систем, а с другой стороны- в достаточном объеме предвидеть новые факты и закономерности их развития.
Кроме того, знания механизмов формирования и функционирования высших психических функций дает возможность более глубоко подойти к пониманию и усовершенствованию учебного процесса.
В меру формирования высших психических функций, конкретно памяти, происходит превращение внешних средств свершения функций во внутренние, психологические. На первых этапах формирования высшие психические являются раскрытой формой наглядной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы, а потом эти действия и процессы « сворачиваются», приобретая характер автоматизированных действий, которые являются первопричиной интеллектуального развития.
Именно развернутая наглядная деятельность, которая охватывает не только зрительную, но и как можно большую часть анализаторных систем, способна сформировать у обучающегося целостные, полноценные понятия по логопедии, которые обуславливают дальнейшее качество умственных операций при выполнении заданий.
С точки зрения нейропсихологии восприятие материала учеником- это трудный познавательный процесс, в котором участвуют множество корковых отделов анализаторных систем, в том числе и речевых. Опираясь на блоковую теорию функционирования коры головного мозга, замечу, что вторичные клеточные поля анализаторов, которые совершают синтез и узнавание модальных (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, обонятельных, вкусовых) сигналов, содержат в себе блоки специфической памяти на основе временных или более длительных связей между нервными клетками. Кроме того, вторичные поля тесно связанны с межанализаторными , которые обусловливают комплексное восприятие и узнавание информации, которая подается одновременно со всех анализаторов, создавая в ведомости целостные понятия предметов и явлений (их значимость, название, звуковые, визуальные, тактильные, кинестетические свойства) и более стойкие следы в памяти.
Таким образом, чем больше анализаторов берут одновременно участие в восприятии нового задания, тем качественнее и крепче формируются следы в памяти обучающихся.
В процессе обучения одну из важных ролей играет наглядность материала, который изучается. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает при помощи зрительного анализатора. Таким образом, чем более красочный материал, который изучается, тем больше он запоминается.
Одним из инновационных приемов преподавания является мультимедийная доска, которая открывает качественно новые, многогранные и практично необъятные возможности для усовершенствования комплексного, эффективного восприятия обучающимися нового материала на основе активизации их индивидуальных особенностей.
Мультимедийная презентация –это современная и перспективная информационная рекламная технология. Созданный аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации.
Кроме этого, с нейропсихологической точки зрения, применение мультимедийных лекций соответствует «золотому» правилу дидактики – принципу наглядности, широкого включения гностических цепей высших психических уровней нервной системы обучающихся к новым знаниям, то есть к этому процессу привлекаются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы на фоне привлечения общего внимания и создания заинтересованности с четкой мотивации к обучению.
В следствии этого происходит дальнейшее развитие понятийного аппарата, как части мышления и интеллекта –качественного показателя продуктивности мышления, на основе которого будет совершаться дальнейшее ответственное обучение ученика, его практической деятельности.
Как известно, кроме специфической, модальной, существует неспецифическая память, от состояния которой зависят корковые гностические процессы в общем. Мозговым субстратом модально –неспецифической памяти является лимбическая система мозга, которая не только контролирует эмоции ,но также в полной мере отвечает за память и процессы обучения.
Проводным анализатором, который имеет непосредственную связь с лимбической системой является обонятельный. Это связанно с тем, что лимбическая кора лобных частей мозга является центральным отделом обонятельного анализатора, который благодаря этому есть проводным звеном для активизации внимания, обще сенсорных процессов и наимощнейшей, «эмоциональной» памяти. То есть обонятельный тракт у человека двумя синапсами соединяется с мигдалеподобным телом, центром эмоций, и тремя –с гипокампом, который отвечает за некоторые формы памяти. Много ученных были заинтригованными подобной связью и даже провели эксперимент: одной группе учеников, над которой проходил эксперимент, предлагали список слов для запоминания и в тоже время в класс подавали определенный запах. Другой (контрольной) группе предлагали тот же список слов, но запах в аудиторию не поступал. Через неделю обучающихся протестировали, и оказалось. Что члены групп, над которыми проводили опыт, усвоили предложенные слова на 50% лучше.
Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:
-использование мультимедийных презентаций открывает качественно новые возможности для усовершенствования комплексного, эффективного восприятия обучающимися нового учебного материала на основе активизации их индивидуальных особенностей.
-применение мультимедиа-технологий во время логопедических занятий является полностью обоснованным с точки зрения нейропсихологии, так как позволяет эффективно стимулировать модально –специфическую память обучающегося.
- оправданным и достаточно перспективным в учебно-воспитательном процессе является активизация неспецифической памяти, связанной с функционированием лимбической системы головного мозга, путем влияния на обонятельный анализатор во время логопедических занятий.
-для интенсификации учебного процесса уместно проводить дальнейший поиск методов и приемов эффективного воздействия на память с учетом нейропсихологических и индивидуальных возможностей обучающихся.