2.Я предлагаю вам послушать стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь»: -Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. - По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! - По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе Корабли идут. И поля цветут, И леса шумят,И лежат в земле Груды золота. -. И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя. Назвать матерью. - Какой нарисована наша родина в этом произведении? Дети. Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой. Логопед. Как называет ее поэт в конце стихотворения? Дети. Поэт называет ее матерью. Логопед. Верно. И мы тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму. Упражнение «Это важное слово». Логопед раздат детям картонки со словами, ставит на стол контейнер с магнитными буквами. Логопед. Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы, ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова на карточках и объясните, что они обозначают. йребенок. Россия. Так называется наша страна. й ребенок. Москва. Это столица нашей родины. й ребенок. Дон. Это одна из рек России. й ребенок. Енисей. Это тоже русская река. Она протекает в Сибири. й ребенок. Нева. Это главная река Санкт-Петербурга. й ребенок. Байкал. Это самое глубокое озеро в России. Логопед. Хорошо. Посмотри, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь на доску. Чтение логопедом рассказа «Наше Отечество». Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать рассказ. Логопед. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. По К. Д. Ушинскому. Беседа по прочитанному. Логопед помещает на наборное полотно иллюстрации к рассказу. -Логопед: поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Следите за произношением всех звуков. -Как начинается рассказ? Как называет автор свою родину? Дети. Наше отечество, наша Родина — матушка Россия. Логопед. Почему мы зовем Россию Отечеством? Дети. Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши ошы и деды. Логопед. Правильно. Слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее родиной? Дети. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. Логопед. Верно. Слова Родина и родились — тоже слова родственники. А почему мы называем родину матерью? Дети. Матерью мы называем се потому, что она кормила нас свои хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку. 6.Подвижное упражнение «Береза». Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Береза моя, березонька, Береза моя белая. Береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, Посредь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька. Трава шелковая. 7. Пересказ текста детьми. Логопед предлагает детям пересказать текст. Он обязательно нацеливает детей на правильное произношение свистящих и шипящих звуков. В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятелыность каждого ребенка. |