«Нейропсихологический подход в работе логопеда с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
«Нейропсихологический подход в работе логопеда с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
При логопедической работе нужно как можно точнее продиагностировать ребенка, для того чтобы правильно сформулировать коррекционно – логопедическую работу. И нейропсихологический подход является помощником для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нейропсихологический подход в работе логопеда с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»»
учитель – логопед Чинных Д.С.
«Нейропсихологический подход в работе логопеда с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
С каждым годом детей с особенностями в развитии становится всё больше, а как именно с работать становится лишь понятно при диагностике. Каждый специалист (логопед, дефектолог, психолог, невролог и т.д.) проводит свое диагностическое обследование. Безусловно есть уже привычные для нас методы диагностики. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален, не смотря на то что с подобным интеллектуальным нарушением детей становится не мало. Важно помнить о том, дети поколения Z уже не усваивают ту коррекционно – педагогическую работу, которая была актуальна раньше.
И только работая на практике мы начинаем подбирать подходящую коррекционно – логопедическую работу с детьми. Поэтому в этой статье нам бы хотелось обратить внимание на нейропсихологический подход в работе логопеда с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для начала обратимся к терминологии.
Итак, нейропсихология – это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга [3]. Нейропсихологический подход прежде всего основывается на состояние 3 блоков мозга по Луриа А.Р. Первый блок – энергетический – включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрственное состояние. Второй блок – информационный – включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет: прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира; является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы. Третий блок – блок регуляции и контроля – включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности [4].
Таким образом, применяя в логопедии нейропсихологический подход мы опираемся на сохранные функции мозга и тем самым стареемся помочь ребенку в развитии. Включаем в логопедическую работу компенсаторные функции. Благодаря чему, в дальнейшем обучающийся может самостоятельно общаться, взаимодействовать с окружающими, контролировать себя.
Но, прежде чем применить в коррекционной работе данный подход, необходимо провести нейродиагностику. В результате чего мы получаем такие данные, как движения и действия, характеристика внимания, зрительное и пространственное восприятие, речь, письмо, счет, чтение, особенности восприятия собственного тела, память, мышление, внимание, слуховое восприятие, слухомоторная координация, эмоциональные реакции [1]. Но не нужно забывать, что данная диагностика может подойти не всем детям, в силу их особенностей. Поэтому важно подбирать задания и пробы для обследования индивидуально, в соответствии диагноза ребенка.
После того, как мы провели нейродиагностику, далее осуществляем коррекционно – логопедическую работу на основе нейропсихологического подхода. То есть опираемся на сохранные функции в результате полученных данных.
Так, например, при интеллектуальных нарушениях у ребенка, мы будем опираться на сохранные функции (зрительное внимание, речевая деятельность на бытовом уровне, волевая сфера). Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру [2]. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
Из всего вышеизложенного хотелось бы сказать о том, что при логопедической работе нужно как можно точнее продиагностировать ребенка, для того чтобы правильно сформулировать коррекционно – логопедическую работу. И нейропсихологический подход является помощником для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Список литературы
Архипова Е.Ф. Нейродиагностика и нейростимуляция сенсомоторного и интеллектуального базиса речи. https://arkhipovaef.ru/2020/01/07/webinar-14-01-2020/
Выготский Л.С., «Основы дефектологии». . -- СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
Луриа А.Р., Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2006.
Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с.
Семенович А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метода замещающего онтогенеза. Учебное пособие. – М.: Генезис , 2007.