Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, были активны и старательны. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справится с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку. Для того чтобы дети безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к ней.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С начала школьного обучения они обычно с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками; не успевают за темпом класса. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Процесс письма – это сложный психо-физиологический процесс, в процессе которого участвуют различные отделы коры головного мозга; необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как внимание, память, мышление.
На что следует обратить внимание родителям в процессе подготовки ребенка к школе:
Сформированность фонематических процессов
а) Бывает, что ребенок не способен различать на слух акустически близкие звуки при нормальном физическом слухе:
Нарушение фонематического слуха у детей, а также другие нарушения, которые рассмотрим позже, могут привести к дисграфии.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Примеры ошибок при дисграфии
Если ребенок не различает глухие и звонке согласные:
Вместо «бабушка» - «папушка»
Если ребенок не различает твердые и мягкие согласные:
Вместо «люблю» - «лублу»
Если ребенок не различает свистящие и шипящие звуки:
Вместо «кошка» - «коска»
Вместо «цапля» - «чапля»
Если ребенок не различает сонорные согласные:
Вместо «корова» - « колова»
Если у ребенка не сформирована функция языкового анализа и синтеза
Вместо «ворона» - «врона»
б) Сформированность фонематического анализа и синтеза, представлений.Это - умение выделять звук из слова, считать количество звуков в слове, определять место звука в слове, называть звуки «соседи» к заданному звуку, составлять из данных звуков слово, называть слова с заданным звуком.
В школе для этого отведен добукварный период. Но к сожалению он короткий, этого времени для детей с речевыми нарушениями недостаточно. Поэтому очень важно обратить на это внимание во время подготовки к школе.
Сформированность фонетических процессов.
Важно для ребенка при поступлении в школу овладение правильным звукопроизношением.
Если у ребенка вы заметили неправильное, искаженное произношение звуков родного языка, необходимо обратится к специалисту для коррекции звукопроизношения. Это очень важно!
Сформированность словарного запаса.
Словарный запас – это то количество слов, которое человек усвоил в течение жизни. Чем он больше, разнообразней, красочней, тем ярче и богаче будет речь человека, и тем лучше человек будет понимать обращенную к нему речь. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от их речевого окружения, от количества прочитанных книг ребенку.
Сформированность связной речи.
Связная речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи ребят в овладении связной речью обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Свободное владение связной речью до начала школьного обучения будет надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.